Сегодня мы начинаем серию публикаций на тему технологий, либо явлений, которые нужно учитывать при написании научно-фантастических сюжетов. И первой темой у нас будет ГРАВИТАЦИЯ.
Гравитация или сила притяжения в невесомости. Этим вопросом задаются многие учёные, чья деятельность связана с космосом. И не меньше этим вопросом занимались и занимаются писатели-фантасты, отправляющие своих героев в безвоздушную бесконечность, окружающую крохотную планетку Земля.
И если учёным ещё не удалось реализовать свои наработки в направлении создания искусственной гравитации, многие фантасты данную, весьма существенную, проблему уже решили. Разумеется, они решили её на страницах своих произведений.
В середине двадцатого века многие фантасты, пишущие так называемую фантастику ближнего прицела или твёрдую научную фантастику, уделяли проблематике искусственной гравитации много времени и сил. Искусственная гравитация была частью сюжета. И до определённого момента это было важно, нужно и интересно. Однако, в реальности проблему искусственной гравитации ещё не решили, а теория по большому счёту осталась на том же уровне.
Но фантасты, в отличие от учёных, не ограничены конкретным уровнем технологий. Они просто напросто решили, что на их космических кораблях уже будет искусственная гравитация на основе теоретических технологий, использующих магнитизм, вращение, либо ещё что-то. В любом случае сама проблематика создания искусственной силы притяжения в невесомости заняла место окружающей среды, то есть стала декорацией. И связано это прежде всего с тем, что надо было двигаться дальше, за пределы солнечной системы, не мусоля всё ту же проблему с гравитацией.
Хотя, наверное, первый шаг в этом направлении сделали кино и телевидение, так как показать парящих в невесомости актёров представлялось достаточно трудным.
Так вот, сейчас многие фантасты уже в некоторой степени пренебрегают даже кратким описанием технологий, которые используют их космические корабли для создания искусственной гравитации. Зачастую, как мне кажется, авторы просто подразумевают наличие знаний у читателя об основных теориях создания искусственной гравитации.
Так это или нет, конечно, вопрос спорный. Однако, я бы рекомендовал авторам всегда давать хотя бы краткое описание технологии искусственной гравитации в своих произведениях, если их космические корабли бороздят просторы Большого… вселенной, в общем. Для тех, кто хочет писать научную фантастику, нежели нечто типа космического фэнтези, это будет явным плюсом в плане правдоподобности повествования.
Как я уже назвал, по большому счёту, тут не такой уж великий выбор. Либо вращение, если действие произведения происходит не в столь отдалённом будущем, либо некие магнито-гравитационные технологии. Это наиболее простые и распространённые способы вписать в повествование искусственную гравитацию.
Конечно, отсутствие гравитации делает космические полёты более правдоподобными (для тех, кто очень хочет писать твёрдую научную фантастику), но и писать об этом непросто. В качестве хорошего примера можно привести цикл книг «Пространство», где авторы достаточно подробно и с завидным постоянством пишут о проблемах, последствиях и проявлениях различных сил, создающих эффект гравитации. Рекомендую.
В остальном же, любой автор может «изобрести» свою технологию искусственной гравитации. Но в таком случае уже обязательным, но одновременно и более интересным, будет описать принцип её работы. Логика всегда является плюсом, так что, чем логичней, тем лучше.
Благодаря интернету, у авторов сейчас есть исполинский источник информации на любую тему. Это очень упрощает процесс разработки сюжета.
Можно прочитать, посмотреть, ознакомиться с самим явлением гравитации, узнать о новейших разработках в области создания искусственной её родимой, рассмотреть альтернативные понимания и теории этого основополагающего явления. Всё это не только помогает в создании фантастики, но и образовывает самого автора.
Короче говоря, любой автор, пишущий о космических кораблях, орбитальных станциях и тому подобном, обязательно должен овладеть хотя бы базовыми знаниями в этой области. Только тогда у него может получиться именно научная фантастика.
А какие технологии создания искусственной гравитации знаете вы?
Пишите в комментариях.
Читайте также на нашем сайте статьи энциклопедии «Кольца дракона»:
Вы в самом деле так наивны или только притворяетесь? Может, Вам ещё выслать 53 тысячи рабочих файлов-чертежей машины времени? Я, как мог, обобщил множество фантастических идей в своей предметной (не библиографической) энциклопедии. От аборигенов до ящиков, от кентавров до киборгов.Ушли десятки лет Поговорим? Или Вы так и останетесь анонимным резонёром?