Морлоки и Элои задумывались Уэллсом, как наглядное изображение социального расслоения, преломлённого в призме сюрреалистической фантазии.
По сути, у значения слова «морлоки» есть вполне реалистичные корни, так называли рабочих в британских шахтах, вынужденных не только работать под землёй, но и там находиться постоянно, заводя семьи, даже рожая детей (об этом рассказано в книге «Человек, который любил морлоков»).
Как известно, положение рабочего до второй половины 20 столетия в мире было ужасным, что отражали в своих творениях такие великие писатели как Д. Лондон, Г. Уэллс, Э. Хемингуэй и многие другие. Если говорить об Уэллсе, то образ угнетённых классов он использовал не раз. Вспомним такие романы, как «Пища богов», «Спящий пробуждается». Кстати, и социальный антагонизм, отражённый на биологическом уровне, английский писатель описывал не только в «Машине времени». Ещё в одном своём увлекательном романе «Первые люди на Луне» была показана раса лунных жителей, у которых та или иная часть тела развилась в зависимости от выполняемых ими функций.
Уэллс решил поэкспериментировать с образом «живых» морлоков, и перенёс шахтёров на тысячелетия вперёд, если бы те так и оставались жить в своих шахтах, не видя света.
Ужасные существа, не знающие человеческих чувств, они словно живые механизмы, словно человекоподобные муравьи, знают только свою работу. Их знания в механике доведены до автоматизма, им подвластны любые машины, даже машина, способная перемещаться во времени.
Морлоки стали настолько популярными, что не раз встречалась в литературе и кинематографе. В экранизации «Машины времени» (2002) морлоков сделали гуманоидами-каннибалами, разделёнными на множество видов.
Стивен Бакстер в «Кораблях времени» изобразил морлоков как расу со сверхинтеллектуальными способностями. Он создают огромную сферу в космосе, окружив Солнце.
В компьютерных играх морлоками называют элитный отряд терминаторов во вселенной Warhammer 40000.
Морлоков переносят в канализации Нью-Йорка, сделав из-них мутантов, а в книге «Маруся» присутствуют свои мутанты, только живущие в заброшенных лесах.
Вариаций на тему образа морлоков огромное количество, только все они далеко ушли от социальной проблематики, которую закладывал в их образ Герберт Уэллс.
В конце романа «Машина времени», главный герой обнаруживает свою машину, спасаясь от морлоков светом зажжённых спичек. В последний момент ужасные создания набрасываются на изобретателя, но тот отбивается от них рычагами управления, имея преимущество в силе. Не совсем ясно, что именно хотели сделать с ним подземные существа, но автор неоднократно намекает, что морлоки, ночью выбираясь из своих колодцев, могли поедать Элоев.
По сути, как и сама машина времени, морлоки стали одним из самых расхожих образов фантастики, активно эксплуатируемым в современном кинематографе, комиксах и играх.