Шабаш в фантастике

Шабаш в фантастике

«– У вас слёт какой-то сегодня, — сказал я пристально глядя на неё, на Лысой горе. Форма одежды парадная».
А. и Б. СТРУГАЦКИЕ «Понедельник начинается в субботу».

Шабаш – полуночные игрища ведьм и колдунов, на которых присутствующие пьют и едят, не зная меры, равно как и богохульствуют, кичатся своими злодействами и коварными планами. На шабашах поедались роскошные изысканные яства и (или) жабы в плоти повешенных, выбирали королеву шабаша. Участники читали богохульные тексты, метили метлами принесенных избранных себе в помощники маленьких детей, награждали разодетыми в бархат жабами с колокольчиками отличившихся и наказывали нерасторопных ведьм, делили сферы влияния.

«Гвоздь программы» любого шабаша – дикие танцы нагих участников, заканчивающихся похотливыми играми. Шабаши устанавливаются в дни церковных праздников, в Вальпургиеву ночь и в ночь на Ивана Купалы.

Эта «классическая» версия шабаша имеет иные трактовки. Главные герои романа Ш. де КОСТЕРА «Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке» попадают на весенний шабаш духов – лесных, земных, водяных: «Перед Неле и Уленшпигелем сменялись гномы, хранящие подземные сокровища,  –  маленькие, горбатые, кривоногие, мохнатые, грязные, уродливые – владыки камней; лешие духи древесные, живущие подобно деревьям и вместо рта несущие пучок спутанных корней, которыми они высасывают своё питание из недр земных; за ними шли владыки разных жил, вечно безмолвные, лишённые сердца и внутренностей, движущиеся как блестящие автоматы. Здесь были карлы из мяса и костей, со змеиными хвостами, жабьими головами и светлячками на макушке…

Здесь были и феи цветов – великолепные образцы женской силы и здоровья, без краски смущения за свою наготу, гордые своей красотой, не прикрытые ничем, кроме богатого плаща своих волос».

На этом шабаше не нашлось места ни чертям, ни ведьмам, которые не связаны непосредственно с природными явлениями, а потому любая нечисть выглядела бы здесь явно лишней. Новация Ш. де КОСТЕРА оказалась выше ортодоксальных религиозных представлений. Верховодит весенним сборищем духов природы Люцифер Светоносец, а вовсе не та его отвратительная ипостась, что правит адом.

Шабаш тёмный и светлый

«Светлый» шабаш альтернативен шабашу «тёмному» и в новелле О. КОРАБЕЛЬНИКОВА «Башня птиц». В ночь на Ивана Купалу собираются языческие божества славян, вынужденные сменить свои родные места обитания на таёжную глухомань.

Классический темный шабаш, возглавляемый демонами (воплощениями дьявола) Леонардом или Урианом происходил на горе Броккен, куда слеталась нечисть верхом на натертых магической мазью метлах или на животных (чаще — на козлах). Именно о горе Броккен идёт речь в трагедии И. ГЁТЕ «Фауст», задуманной автором как театральное действо. Но в своём веке Гёте не рискнул «развернуться» в этой сцене так, чтобы зрители-современники при виде постановочного шабаша впали в транс либо истово молились за спасение своей души. Максимум, что он себе позволил в тексте – эротические куплеты Фауста, Мефистофеля и пары ведьм, исполняемые ими во время пляски.

Нужно быть совсем тупым, чтобы не признать в тексте в паре яблочек и дупле слегка завуалированный образ женских гениталий. А в целом шабаш у горы Броккен сильно напоминает народное гулянье. Здесь можно встретить и генерала, и министра…

Шабаш в фантастике

В связи с этим вспоминается последнее сборище «тёмных» в кинофильме «Ночной дозор» (Россия, 2004). Постановщики выбрали местом «последнего шабаша» московскую гостиницу «Космос». В кадр попали некоторые хорошо узнаваемые современниками личности, о которых перестанут вспоминать уже лет через тридцать-сорок, а то и раньше. Только обстановка лишена искромётности и больше напоминает поминки.

Может быть оттого, что вот-вот погибнет свет, а вместе с ним и смысл существования самих победителей? Ну, что им потом в кромешной темноте прикажете делать? В жмурки до бесконечности играть?  Да и предводителя «тёмных» Завулона не назовёшь Люцифером (хорош Светоносец!), а для Сатаны он мелковат с возможностями продвинутого мага.

При желании шабаш можно организовать и в московской квартирке (М. БУЛГАКОВ «Мастер и Маргарита»).  Для этого надо лишь «свернуть пространство». А на горе Броккен собираются лишь демоны-ветераны активно «трудившиеся» во времёна инквизиции (В. ОРЛОВ «Альтист Данилов»).

В настоящее время шабаши среди поклонников сатаны и современных ведьм проводятся периодически во многих странах мира, некоторые из них носят откровенно развлекательный характер, рассчитанный на привлечение туристов. В некоторых местах (например, в Сейлеме, штат Массачусетс, США) они служат своеобразным местом обмена опытом среди современных колдунов и ведьм.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.