Эвристика и эрратология – два родственных способа придать человеческому мышлению большую эффективность за счёт развития умения обобщать и анализировать информацию, а затем выбирать нужные данные и методики.
«– Эвристика — это искусство нахождения истины, или, по моему определению, искусство решения проблем. Я придерживаюсь той точки зрения, что почти все проблемы могут быть решены с помощью одной и той основной методики, подкреплённой некоторыми специальными знаниями же методики. Мне приходилось решать проблемы научные, организационные, чисто личные. Обстоятельства дела бывают самые разные, но методика в общих чертах остаётся неизменной», — откровенничает персонаж рассказа К. ЭНВИЛА «Эвристика». Его способность к нахождению нужных решений будем считать «положительной». Сосредоточившись, он подходит к озарению и видит только то, что ему нужно; всё прочее – серый ненужный фон. Тогда «отрицательной» методикой будет как раз эрратология, высвечивающая абсолютно все тупики на пути решения проблемы. Это способ, похоже, не такой эффективный, как эвристика, зато исключает возможность ошибки. А в совокупности они словно две стороны одной медали.
Обширной коллекцией, «банком» ошибочных идей обладает персонаж рассказа П. АМНУЭЛЯ «Странник». Используется принцип перехода количества в качество. Но эрратология как методика состоялась: машине понадобилось проанализировать около трёхсот тысяч идей, чтобы создать одну основополагающую идею: живые организмы следует строить не из белков, а непосредственно из элементарных частиц. Как это осуществить? И будет ли это живая материя? Вопросы оставлены автором открытыми. Да и главный персонаж, начинает своё пешее странствие по открытому космосу не налегке, а вооружившись неким биогенератором… Здесь важно не упустить один очень принципиальный момент.
Эвристика и эрратология нащупаны ещё до постиндустриальной эпохи, и в реальности они были ориентированы скорее на человека, чем на машину. Кроме упомянутого опуса К. ЭНВИЛА доказательством тому может послужить рассказ Д. БИЛЁНКИН «Ученик чародеев», где единственно верное решение в экстремальной ситуации принимает один из одарённых уникумов. А, если копнуть глубже, то корни рассматриваемых идей и вовсе лежат за пределами фантастики (но не фантазии). Вспомним плеяду блистательных литературных сыщиков во главе с Шерлоком Холмсом…
В рассказе Г. ГУРЕВИЧА «Свойственно ошибаться» речь идёт об анэррологии, определённой как наука об ошибках. Это фундаментальная наука, а не методика хотя терминологические границы здесь достаточно условны. ГУРЕВИЧ делит все субъективные ошибки на три группы: ошибки восприятия, ошибки суждения и ошибки действия. К тому же фантаст утверждает: неживая природа не ошибается, поскольку у неё нет цели. Пусть так. Тогда в принципе означенные методики подошли бы и для машинного мышления. Успех научных поисков в рассказе П. АМНУЭЛЯ стал возможен благодаря работе фантастического искусственного интеллекта. Следовательно, кроме всего прочего, встаёт двуединая задача, без решения которой создание качественного Искина бессмысленно – требуется научить машину пользоваться приёмами эвристики и эрратологии и корректно ставить перед ним цели.
Видимо, не случайно в рассказе А. ПОТУПЫ «Таймкипер, или Горький глоток будущего» творческие подсистемы интеллектронных сетей называются эвроматы.