Детская фантастика: вред и польза

Сегодня мы заново публикуем статью, которая была любезно нам предоставлена Алексом де Клемешье для нашего сайта allscifi.ru, который больше не находится в сети. Но такая статья должна быть доступна читателям.


В своё время, будучи главным редактором литературного журнала фантастики для детей и подростков, я имел дело с огромным количеством фантастических и сказочных произведений – как приходивших в адрес нашей редакции, так и издаваемых и переиздаваемых в других журналах, альманахах и сборниках. Разумеется, слежу я и за новинками кинорынка. И знаете, какую проблему я обнаружил в современной детской-подростковой фантастике? Не поверите, но это – отсутствие героя. Нет-нет, героев, ещё до завтрака успевающих совершить два-три подвига, — в каждой книжке по паре штук. А вот персонажей, на которых современному читателю младшего и среднего школьного возраста не только хочется, но и возможно равняться, почти не видно.

Приведу пример. Вспомните два самых популярных детских фантастических фильма двадцатипятилетней давности – «Гостья из будущего» и «Приключения Электроника». Кто был их героями? Обычные школьники. И мы, многажды пересматривая эти фильмы, не могли не отмечать сию обычность: персонажи – такие же, как мы. У них тоже есть свои недостатки – они где-то ленивы, они где-то могут приврать, они могут прогулять школу и испугаться того же, чего обязательно испугались бы мы на их месте. Но когда доходит до дела – не робот Электроник, а обычный мальчишка Сережа Сыроежкин забивает победную шайбу; не какой-то супермен, а всего лишь шестиклассник Коля Герасимов спасает миелофон. И мы искренне верили в то, что если и нас поймают космические пираты, мы так же не испугаемся пыток и ничего им не расскажем! Мы хотели и мы могли быть похожими на ребят с телеэкрана.

Современная же фантастика представлена большей частью супергеройскими боевиками. Скажите, могу ли я, или вы, или нынешнее поколение школьников равняться на супергероя, брать с него пример, подражать ему? Можем ли мы быть похожими? Теоретически – да, при условии, что мы научимся палить из аннигилятора, пользоваться кучей супергеройских «примочек» и, побегав по городу, найдём того самого радиоактивного воробья, который, клюнув в лоб, превратит нас в мутантов. Ну, если, конечно, мы уговорим его клюнуть. Согласитесь, в таких фантастических боевиках запоминаются не авторская идея и переживания героев, не моральные аспекты их поступков, а сюжет и картинка. Красивые и яркие спецэффекты. Но если бы только они!

Не мне вам рассказывать о том, что научить человека кататься на коньках проще в три года, нежели в тридцать три, а плавать – в пять, нежели в двадцать пять. Трудно представить себе сорокалетнего мужчину, изучающего таблицу умножения – если до сорока лет она ему не понадобилась, то и дальше вряд ли пригодится. Костяк навыков, знаний и умений формируется в детстве. Вряд ли с эмоциями дело обстоит иначе, и не зря на афишах и дисках с супергеройскими боевиками присутствует надпись «Детям до двенадцати лет смотреть не рекомендуется». Посудите сами: нам с первых кадров, безусловно, талантливые, а потому – крайне убедительные сценаристы, режиссёры и актёры дают понять, что, кроме супергероя, в фильме есть суперзлодей. Его нужно не любить. И мы верим, мы послушно не любим нехорошего дядьку, злимся на него. Когда нехороший дядька съедает во всём городе варенье, мы уже тихо ненавидим его. Если он при этом ещё и монстр – боимся. А уж когда злодей добирается до конфет – мы просто-таки жаждем, чтобы главгер поскорее его уничтожил. Вот такие насыщенные у нас получаются девяносто минут. Но нам-то, родителям, сии эмоции испытывать не впервой, эту «таблицу умножения» мы знаем так давно, что серьёзного душевного трепета она в нас не вызывает. А чему научилось наше чадо за те же девяносто минут? Не любить, злиться, ненавидеть, бояться, желать гибели. Да, в финале – торжество справедливости, победа добра над злом. Но о том, что существует вот такое зло, наш ребенок узнал именно из этого фильма. Не купили бы диск – и оставался бы детёныш в спасительном неведении.

Беседуя со школьниками, я обычно привожу в пример яблоко – вкусное, спелое, сочное, самое-самое красивое, самого-самого любимого сорта. Поддавшись вполне объяснимому соблазну, мы это яблоко с удовольствием съедаем, и только в самом конце обнаруживаем, что оно было червивым, и вместе с аппетитными кусочками мы проглотили и червячка. Не смертельно, конечно же! Нас даже в больницу не отправят, и никакие лекарства нам тоже не понадобятся. Вроде, вообще ничего не поменялось. Но ужасно неприятно, правда? Противно сознавать, что этот червячок внутри тебя. К сожалению, фраза «Лучше бы я это яблоко вообще не ел!» уже ничем не поможет. Разумеется, я не призываю не ходить в кино! Просто рекомендую при покупке билета или диска своему ребёнку задумываться, не скрывается ли за красивой и яркой картинкой, за потрясающими спецэффектами и хэппи-эндом «червячок», который будет проглочен всерьёз и надолго.

Ладно, создателей и прокатчиков фильмов обязывают делать на дисках и афишах вышеупомянутую надпись. Но по мотивам означенных фильмов выпускаются целые серии так называемых детских журналов – комиксов. Если фильм смотреть не рекомендуют, то почему бы не посмаковать приключения супергероев в бумажном издании, тем более, что на обложке ясно написано – для детей! А поскольку периодическая пресса не балует маленьких потребителей разнообразием, приходится им читать комиксы. Впрочем, лично для меня слова «читать» и «комикс» — несовместимы. Что там читать-то? «Эй, придурок, иди сюда!» — «Бдыщщщ!!!» — «Ты чооооо???» — «Хрясь-хрясь!!!» Заметили, какой литературный текст? Вот и Брэдбери с Ле Гуин завистливо и нервно икают в сторонке. Ну, а раз читать там нечего, остается только разглядывать картинки. На которых что? Правильно, всё те же перекошенные физиономии суперзлодеев, монстры, куски дымящейся плоти, горы трупов и так далее, и тому подобное.

Однажды я задумался, на кого станет равняться мой подрастающий сын, если пойдёт на поводу у современных бестселлеров и блокбастеров. Нужно ли мне, чтобы он мановением супергеройской руки мог истреблять вражеские звездолёты? Да нет, вроде. Нужно ли мне, чтобы его формирующееся социальное сознание научилось запросто делить друзей на орков и эльфов, самое себя причисляя к избранной расе хоббитов? И снова – нет. Мне нужно, чтобы человеком он вырос честным, порядочным. Где надо – смелым, где надо – щедрым. Я ни капли не сомневаюсь в том, что и в школе волшебников его научили бы жить по совести, да только в реальной жизни ему не придется рассчитывать на чародейство.

Что же? Получается, фантастика вообще не нужна? Получается, что она – только для развлечения, а пользы от нее никакой?

Вовсе нет! Достаточно вспомнить проверенные временем и строгой советской цензурой книги Булычева и Крапивина. К цензуре можно относиться по-разному, однако в данном случае польза от неё несомненна – по крайней мере, за психику своего ребёнка вы можете быть спокойны. Да и среди современных молодых писателей есть авторы, чей внутренний цензор не позволяет выдавать на гора сквернословие, насилие, ужасы – всё то, чем изобилуют сейчас страницы книг и экраны телевизоров. Для таких авторов фантастика – всего лишь оболочка, а проблемы и переживания героев – самые обыденные, но от этого не менее важные: дружба, предательство, первая любовь, неприятности в школе. Всё то, что беспокоит вашего ребенка. Всё то, что должно беспокоить вас. Фантастический антураж, приключения в иных мирах, в другом времени, в глубоком Космосе или на родной планете – лишь способ заинтересовать, привлечь внимание ребёнка к решению реальных проблем.

Дело за малым – нужно всего-то вернуть подрастающему поколению любовь к чтению, вернуть вкус к хорошей литературе. Мы свой шаг в этом направлении уже сделали, а вам осталось определиться, пойти ли вместе с нами.


Автор статьи

Алекс де Клемешье,
автор фантастических рассказов,
неоднократный победитель и призёр литературных конкурсов,
в прошлом – главный редактор детского литературного журнала фантастики «Серебряная стрела»

Закладка Постоянная ссылка.

Один комментарий

  1. Кстати, отчасти, но «понятный» герой присутствует в некоторых анимэ. Многие критикуют этот жанр за инфантилизацию, но ведь персонаж там из жизни, какой-нибудь школьник или юноша, которого раздирают страсти, который боится, который не может еще понять, кто он в обществе, в этом мире.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *