Говорят всё началось с известного сериала «Клан Сопрано», выпущенного на HBO. Он перевернул представление о кино и о сериалах. Последние всегда считались чем-то менее значимым, даже больше – второсортным. В СНГ и вовсе, с сериалами ассоциировались либо «мыльные оперы», бессмысленные и беспощадные к зрителю, либо что-то лёгкое и молодёжное, вроде «Элен и ребята».
Сейчас же самую качественную научную и не только научную фантастику транслируют, как правило, в сериалах Netflix и HBO. Они сумели даже из комиксов сделать нечто жизненное и брутальное («Титаны», «Герои», «Стрела», «Сорвиголова» и пр.).
Сейчас мы с вами не сможем представить современное кино без «Чёрного зеркала», «Мира Дикого Запада», «Очень странных дел», «Игры престолов» хотя всё это сериалы.
Чтобы понять успех Netflix и HBO коснёмся их истории.
HBO – кабельная сеть, входящая в WarnerMedia с 1990 года. Известна она не только своими крутыми сериалами, вроде «Чернобыль», который недавно, буквально взорвал интернет, но ещё и смелыми экспериментами. Так, в начале 90-х, эта сеть транслировала первый международный официальный турнир по смешанным боевым искусствам, известный как «UFC».
HBO имеет более 40 млн подписчиков в Штатах, а вещает эта сеть в более 50 странах мира.
Всё началось в далёком 1965 году, когда Чарльз Долан основал компанию «Sterling Information Services». Новоиспечённая компания получила право строительства кабельного телевидения в самом
Манхэттене. Именно эта компания стала первой городской подземной сетью кабельного ТВ в США. Но не всё шло так хорошо из-за высокой стоимости прокладки кабелей, она начала нести убытки. Так было в течение 6 лет, пока в 1973 году корпорация «Time-Life» полностью не выкупила компанию и переименовала в «Manhattan Cable Television» (сейчас телекоммуникационная компания «Time Warner Cable»)
Новаторство Чарьза Долана заключалось и в том, что он убедил в распространении платного кабельного телеканала «The Green Channel», а ещё убедил поддержать спутниковое распространение.
Недаром говорят бизнес и конкуренция – двигатели прогресса. Смелые решения окупили себя, вскоре компания испытала невероятный успех. Было принято решение расширяться, заодно и сменили название на «Home Box Office».
Netflix – развлекательная компания, поставляющая сериалы и телефильмы. Первоначальная бизнес-модель Netflix включала в себя физические продажи и прокат фильмов на DVD.
Эта компания доступна в более чем 150 странах мира, кроме конечно Китая (удивительно, как он ещё является экономическим лидером с такой политикой, хотя ответ прост – менталитет самих китайцев).
В 2017 году Netflix запускает программу по найму фрилансеров для перевода субтитров, после чего более чем 20 сериалов были переведены на различные языки, в том числе и русский.
Лишним свидетельством солидности проектов компании является то, что в марте 2019 года Netflix приобрела права на экранизацию романа Маркеса «Сто лет одиночества». Посмотрим, что у них получится. Читать Маркеса, в принципе, нелегко, а уж экранизировать.
Но историческая справка не даст понять причин столь громкого успеха Netflix и HBO. Здесь множество факторов: финансовый, политический, культурный.
Во-первых, США – страна, где большую роль играет коммерческий успех. А это достаточно весомый фактор, вспомните, хотя бы эпоху Великих географических открытий. Со времён советской пропаганды это было считать чем-то негативным и постыдным. Но чем закончилась политика госплана и «железного занавеса» мы знаем, а «загнивающий Запад» загнивает так, как неплохо было бы «погнить» и нам немного. Но политики мы не касаемся.
Во-вторых, Netflix и HBO – открыты в художественном плане, не боятся экспериментировать и не зацикливаются на чём-то одном. Вы увидите у них и комедии, и ужасы, и фантастику, и эротику.
В-третьих, эти компании идут в ногу со временем, их продукты своевременны и остросоциальны, при этом всё это преподнесено в высокохудожественной форме. Заметьте, при всей тоталитарной политкорректности Netflix и HBO, особенно в первой компании, они поднимают злободневные темы, касающиеся не только западного общества.
Что касается фантастики, то сериалы Netflix и HBO сейчас представляют самую качественную sci-fi, а так же смежные жанры и даже такие сложные как киберпанк и биопанк, за которые вообще не многие берутся. «Мир Дикого Запада» и вовсе может посоперничать с самыми крутыми японскими анимэ в жанре киберпанка.
Если будет такое сравнение корректным, то Netflix и HBO, это как Marvel и DC в мире комиксов – постоянные конкуренты, дополняющие друг друга.
Иногда кажется, что HBO остросоциальней, брутальней и круче по своей тематике, но Netflix смело выдает «Чёрное зеркало», которое умудряется, при всей политкорректности, перепотрошить всё грязное бельё общества потребления.
«Чёрное зеркало», «Смерть, любовь и роботы» совмещают в себе разные истории, совершенно не похожие одна на другую, к тому же, ещё и снятую в различных жанрах, начиная от киберпанка, заканчивая «новой волной».
Думаю, что за этим форматом будущее. Конечно же, «Голливуд» никуда не уйдёт со своими штампами для кинотеатров, но ему точно придётся потесниться и даже что-то изменить в своей политике, если он хочет сохранить внимание зрителей к себе.
При всей кассовости, вечно невозможно же смотреть истории про «Мстителей» и перезапуски старых франшиз.