Одним из самых культовых и любимых персонажей комиксов долгие годы является Человек-паук. В ХХI веке на большой экран успела выйти трилогия Сэма Рейми «Человек-паук» с Тоби Магуайром в главной роли (2002, 2004, 2007 годы), а спустя какой-то пяток лет был произведен перезапуск серии. Подробно фильмы оригинальной трилогии я разбирать не буду, попытавшись остановиться на главном герое.
Не секрет, что образ положительного персонажа активно критикуется и развенчивается киноиндустрией нового тысячелетия. Объясняется это достаточно просто. Мол, неинтересно. Гораздо лучше, когда в качестве протагонистов выступают маньяки со сложной судьбой, отвратительным характером и очень крутыми умениями, либо просто самовлюблённые разгильдяи.
А вот Паук в общем ряду несколько выделяется в лучшую сторону.
Принято считать, что сюжет «Человека-паука» достаточно банален. Действительно, обычный парень получает сверхспособности в результате укуса «облучённого» паучка. Неудачник и слабак становится крутым. Конечно, по меркам современного общества, герой – типичный лузер. Хотя не следует забывать для начала, что Питер Паркер отнюдь не глуп. Он хороший студент, «ботаник», но разве это так уж плохо. Любит дядю и тётю, которые ему вместо родителей. Парень честный, увлекается наукой, старается подрабатывать. Ни о какой избранности он не задумывается. У него есть цель в жизни. Можно считать, что ему-то как раз дар достаётся заслуженно? И нет ли здесь «руки Бога», условно говоря?
Паркер весьма скромный парень. Сила голову ему не вскружила. Да, тщеславие и гнев посещают Человека-паука, но в сравнении с другими «героями» эти недостатки не столь значительны.
Паук однолюб. Мэри Джейн – его главная любовь (в оригинальной трилогии). Причём она любит Паркера и как героя, и как обычного человека. Хорошая молодая пара – тоже не лучший символ для современного кинематографа. Тут даже нет такой пропасти между ними, как в «Супермене»: простая девушка – божество. И Питер, и Мэри Джейн – вполне самостоятельные личности, ищущие свой путь в жизни, колеблющиеся, но способные понимать проблемы друг друга и уступать ради блага любимого. Эгоизм в отношениях ни к чему хорошему здесь не приводит. И, конечно же, Человек-паук всегда придёт спасать Мэри Джейн!
Ещё одной важной особенностью Паука является его изобретательность. Он всегда побеждает врагов, которые существенно сильнее, за счёт ловкости и смекалки. В мультсериале 90-х годов, к примеру, у него нет стольких технических примочек как у Гоблина, Мистерио или доктора Октопуса. Он слабее Рино, Скорпиона, Электро, Песочного человека и многих других. Но он всё равно их побеждает, опровергая так тиражируемый сейчас миф о решающем факторе силы.
Кроме того, Паркер не жесток. Совсем. Достаточно вспомнить, что Осборна (Гоблина) убивает его же «летающая доска», доктор Октавиус сам себя топит, а единственные проявления бесчеловечности Питера мы наблюдаем в третьей части фильма, после порабощения его разума существом с другой планеты. Даже сцена в первой картине, якобы явившаяся косвенной причиной смерти дяди Бена, с не пойманным грабителем выглядит невинной шалостью на фоне деяний других собратьев Паука по геройскому ремеслу.
«Чем больше сила, тем больше ответственность» – золотые слова, к которым незаслуженно относятся скептически. Хотя они должны быть лозунгом всех власть имущих… Но не об этом речь.
А ещё Человек-паук умеет дружить. И не случайно в третьей части фильма «Враг в отражении» победа становится возможной только благодаря помощи друга – Гарри. И даже их общая любовь к Мэри Джейн или страшное несчастье (гибель Осборна-старшего) не могут встать между настоящей дружбой.
Да, не стоит забывать, что от чёрного костюма (считай от своего демона) Паркер избавляется в церкви (и в мультсериале 90-х так было). Колокольный звон невыносим для ужасной твари, поработившей тело Человека-паука. И в этом тоже особенность фильма. На христианстве в кинематографе за последние десятилетия потоптались все, кто мог и хотел. Это же так безопасно! По крайней мере, на Западе. А эпизод очень символичный. И Брок возвращается уже в образе Венома не просто так. Это прямое следствие того, что Паркер не сжалился над ним в редакции, а выбрал мелкую месть, поломав парню жизнь. Прощение – важная христианская благодетель. Да и в любой нормальной религии тоже. Зло всегда вернётся к своему творцу.
Для себя я решил, что Человек-паук именно потому популярен, что в целом наше общество состоит из порядочных, скромных и трудолюбивых людей, которые видят в нём свои качества и черты. Ведь гораздо приятнее ассоциировать себя с добрым, отзывчивым и благородным героем, чем с непонятой тенью, обозлённой на весь мир, не способной прощать. Кто прощать не может – тот и сам прощен не будет.
Посмотрим, как кинематограф изменит образ Человека-паука в дальнейшем.
Не думаю, что эти изменения нас порадуют.
А в завершении поставлю ролик всем хорошо знакомой битвы.
Хорошая статья. Интересную тему поднял.
Кстати, «перезапуск», который ты упомянул, на самом деле не перезапуск. Если я правильно знаю, то существует другая серия комиксов, по которой и был снят «другой человек-паук». И тут, кстати, непосредственное участие принимал нам хорошо известный JMS.
По моим ощущениям в кино его сделали слишком мягкотелым