Солнце и солнечная система в фантастике

Солнце и солнечная система в фантастике

1. СОЛНЦЕ. МИФЫ СТАРЫЕ И НОВЫЕ.

«Порой мне Солнце кажется горящим древом…
Его плоды златые реют в жарком воздухе…»
Р. БРЭДБЕРИ «Золотые яблоки Солнца».

Солнце – ближайшая к Земле звезда и одновременно основной природный источник энергии и жизни на нашей планете. Так велика значимость этого раскалённого плазменного шара диаметром в 1,4 миллиона километров и состоящего примерно на три четверти из водорода и на четверть из гелия. Благодаря нескончаемым ядерным реакциям температура поверхности Солнца приблизительно 6000 градусов по Цельсию, но настоящий океан жара бушует в его центре – пятнадцать миллионов градусов! Это типичная желтая звезда-карлик класса G2.

Когда-то наивно полагали, что свет и тепло, исходящие от нашего светила, обусловлены постоянной реакцией окисления гигантских запасов угля на Солнце. По современным данным, энергию на излучение Солнце получает за счет термоядерных реакций, протекающих в его ядре. Однако, по перспективной теории Николая Козырева, Солнце получает энергию на счёт энергии физического Времени.

https://www.artstation.com/vadimsadovski
Автор изображения: https://www.artstation.com/vadimsadovski

С. СИРАНО ДЕ БЕРЖЕРАК полагал наличие здесь аборигенов («Иной свет, или государства и империи Солнца», 1662). Это отражает тот уровень знаний, когда не только обыкновенные люди, но и астрономы во главе с У. Гершелем полагали, что поверхность Солнца – твёрдая кора. А то, что видно в телескоп – это облачный покров светила с пятнами-просветами в облаках.

«Для экскурсий по Солнцу приготовлена специальная защитная одежда», — находим у М. Твена в рассказе «Приятное и увлекательное путешествие»

Вспышки, взрывы и протуберанцы (факелами) солнечного вещества составляют бушующую пламенем стихию, которую поэт С. Кирсанов образно сравнил с «огненным плясом индейцев» в яркой боевой раскраске, победно и дико торжествующих у костра над поверженными бледнолицыми пленниками.

В античные времена представления о Солнце ничуть не уступали по своей образности современным поэтическим сравнениям.  Африканцы в ту пору считали, что Солнце – это громадный человек, у которого светятся подмышки. Достаточно ему поднять руки, как повсюду становится светло. А их современники китайцы принимали наше светило за левый глаз исполина Пань-Чу. Австралийским аборигенам в сверкающем в небе диске виделась красавица, вскарабкавшаяся в вышину по дереву.

Долгое время в древнем Египте солнце было верховным божеством Ра, что днём плывёт в священной ладье по Нилу небесному, а ночью – по Нилу подземному. Древние египтяне учили, что настоящий цвет Солнца – синий. Лишь в 1881 году физики и астрономы подтвердили, что наше Солнце на самом деле синее. Своей кажущейся желто-оранжевой окраской Солнце обязано лишь эффекту поглощения, вызываемому его атмосферой, состоящей из газов, главным образом металлических.  Эта же истина е была установлена египетскими жрецами без каких-либо ныне известных научных инструментов много тысячелетий тому назад!

Фараон-реформатор Эхнатон, выдвигая новую высшую идею бога, символом его сделал солнечный диск, лучи которого заканчивались человеческими руками.

Древние греки почитали бога Гелиоса в золотом шлеме на сияющей золотой колеснице. Его путь начинался на западе, где Гелиос пересаживался с колесницы на золотую чашу, в которой переплывал море к месту очередного восхода.

По преданиям славян, живое Солнце (в мужской или в женской ипостаси) на ночь скрывается в пещеру, опоясывающую пол-Земли и до утра, плывёт в ладье, которую тянут птицы. А на рассвете Солнце выплывает к своему светоносному дворцу в небесах. Общность идеи путешествия заходящего Солнца через какой-то подземный или малодоступный мир объединяет не только древние мифы. На её основе появилась, и ироническая повесть Е. ЛУКИНА «Катали мы ваше Солнце», в которой представители разных народов в соответствии со своими природными ресурсами (дрова, смола, керосин) обеспечивают круговорот светила «вручную».

И этот титанический труд, несмотря на сходство и заимствование технологий, отражает менталитет привыкших работать с ленцой, бедных, но изобретательных берендеев (славян) или же обстоятельных греков.

То, что Солнце ежесекундно теряет полмиллиона тонн своего вещества, не проходит бесследно. Вся история нашего ласкового, а порой и жестокого светила, воспетого шаманами, жрецами и поэтами, займёт около двенадцати с половиной миллиардов лет, и почти половина этого пути уже пройдена. Даже среди фантастических персонажей мало кому удаётся намеренно проследить хотя бы за некоторыми этапами эволюции ближайшей звезды.  «Везунчиком» стал главный герой романа Г. УЭЛЛСА «Машина времени», увидевший свет красного остывающего Солнца над пустынной замерзающей Землёй.

Правда, непонятно, почему наша планета вообще уцелела, ведь, с научной точки зрения, первоначально Солнце должно было эволюционировать в красного гиганта, испепеляющего Меркурий. Венеру и Землю. И лишь потом следует ожидать метаморфозы светила в белого карлика, с трудом согревающего только самые ближайшие космические окрестности.

Г. УЭЛЛС, конечно, творил давно, однако в распоряжении поздних поколений людей появился учебник астрономии гораздо новее. Единая версия, соответствующая научному мнению по поводу эволюции Солнца, с трудом пробивает себе дорогу в фантастике. Даже у такого признанного популяризатора научных достижений в фантастики, каким считается А. АЗИМОВ. В его рассказе «Нестабильность» через двадцать семь с половиной миллионов лет исследователи на месте Солнца находят всё тот же «красный карлик»!..

Вообще перечень фантастики о ближайшей к нам звезде не так уж велик.

Трудностям экспедиций, направленных землянами к объекту нашего рассмотрения, посвящены рассказы Р. БРЭДБЕРИ «Золотые яблоки Солнца» и Дм. БИЛЁНКИНА «Над солнцем». Персонаж рассказа С. ЛКМА «Правда» изучает наше светило, не покидая Земли, но благодаря кадрам кинохроники открывает признаки неорганических форм жизни в его чересчур жарких недрах.  А в новелле Э. Д. СТОУНА «Этот Левиафан, которого ты сотворил» наше Солнце давно заселено гигантскими разумными трёхполыми плазмоидами.

В соответствии с некоторыми распространёнными представлениями о будущем, получает развитие солнечная энергетика, появляются космические яхты, приводимые в движение разлетающимися частицами солнечной оболочки.

Одно время в фантастике была популярна идея об искусственном заменителе Солнца, более компактном, менее мощном, но расположенном в непосредственной близости от потребителя (А. КАЗАНЦЕВ «Подводное Солнце»; К. ФИВЕГ «Солнце доктора Бракка» и другие, использовавшие идею только в качестве сюжетного эпизода.). Отметим здесь рассказ А. ШАЛИМОВ «Стажировка», где в единую земную энергосеть входят и два искусственных солнца: сибирско-гренландское и антарктическое. На центральном посту управления находится «красная кнопка». Провокационный вопрос: зачем? Аварийное отключение или всё-таки это аналог «ядерного чемоданчика»?

На фоне таких грандиозных проектов просто и мило выглядит предложение консервировать солнечный свет в стекле с особым составом (А. КАРТАШКИН «Свет солнечный»).

Самый же романтичный же рассказ о человеке и нашем космическом светиле («СЧАСТЬЕ») принадлежит А. ЯКУБОВСКОМУ. Его персонаж, неказистый и невезучий неудачник, решил самосожжением на Солнце утвердить своё право на взаимность в любви, увы, для него безответной.

II. СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА. КОСМОГОНИЯ И… АГОНИЯ.

«Солнечная система! Как сразу милее становится твой дом, когда смотришь на него со стороны!»
В. МИХАЙЛОВ «Ручей на Япете».

Солнце и солнечная система в фантастике
Автор изображения: https://www.artstation.com/vadimsadovski

По терминологии Солнечная система – это 8 полноценных планет и транснептуновые объекты (всё, что находится за орбитой Нептуна). До Нептуна расстояние 30 астрономических единиц (а.е.) или 4.5 миллиарда километров.

Область после Нептуна называют поясом Койпера. Внешне он похож на пояс астероидов, только в несколько раз шире и массивнее. Они остались после формирования планет и вытеснены гравитацией на задворки системы. Здесь обитают 4 карликовые планеты (Плутон, Хаумеа, Макемаке и Эрида), квазиспутники и множество астероидов.

Солнце и солнечная система в фантастике
Автор изображения: https://www.artstation.com/vadimsadovski

Эта формацмя образовалась около пяти миллиардов лет назад.  Существует предположение, что всё началось с переформирования газопылевого облака. Не исключено, что не последнюю роль сыграл не открытый до сих пор спутник Солнца (смотри НЕМЕЗИДА).

Космогонические гипотезы фантастов запоминаются тем, что они сильно разнятся от «классической» версии. А. Э. ВАН ВОГТ в романе «Оружейные магазины Ишера» и в рассказе «Качели» высказал мысль, что взрыв первичного облака спровоцирован путешественником во времени. Подобная версия есть и у О. ЛЕСЛИ, в рассказе которого «Создатели» детонатором созидательного взрыва стал космический корабль. Но вывод в обоих случаях неоднозначен. С одной стороны, нельзя смещаться в слишком далёкое прошлое, иначе причинно-следственная цепочка событий замкнётся сама на себя. С другой стороны, если этого не сделать, не будет и существования земного человечества.

Солнце и солнечная система в фантастике
Автор изображения: https://www.artstation.com/vadimsadovski

В рассказах «Не нашей работы» Д. ПЛЭЧЕТА и «Строительная площадка» К. САЙМАКА обнаружены строительные чертежи, по которым создавались и Солнце, и окружающие его планеты

Наконец, версия, которая очень близкая подходит к сказке: Солнце – муж и отец, Луна – жена и мать. Нетрудно догадаться, какие вокруг них получились детишки – планеты  (П.  КУЗЬМЕНКО «Одним рабочим утром»).

Солнце и солнечная система в фантастике
Автор изображения: https://www.artstation.com/vadimsadovski

Нет у фантастов и единства по поводу количества наиболее значимых небесных тел, поскольку, в соответствии с разными фантазиями, следует поискать среди основных планет Вулкан, Трансплутон, Энигму и доказать существование Фаэтона в прошлом.

Однако если появление или исчезновение тех или иных небесных тел свидетельствует о динамике процессов в Солнечной системе. Основным же гарантом её стабильности в целом служит стабильность Солнца, главного компонента всей системы.

Солнце и солнечная система в фантастике
Автор изображения: https://www.artstation.com/vadimsadovski

На той стадии, когда наше светило раздуется до состояния красного гиганта, внутренние планеты, включая Землю, будут поглощены огненной стихией и сожжены. На эволюционной стадии развития нашего светила, соответствующей белому карлику, могут быть утеряны какие-то из внешних планет, наиболее удалённых от центра Солнечной системы. Масштабы грядущего катаклизма таковы, что, несмотря на громадную удалённость этих событий во времени, учёные (не говоря уж о фантастах) уже сейчас задумываются о возможных путях спасения земной цивилизации.

Солнце и солнечная система в фантастике
Автор изображения: https://www.artstation.com/vadimsadovski

Предположительно, человечество сумеет переселиться на какую-нибудь из пригодных планет в пределах своей галактики. Для этого потребуется не только обнаружить такую планету, но и организовать на неё миграцию всего многомиллиардного населения.

Это можно сделать и проще – оставаясь в «космической колыбели» человечества» и одновременно пытаясь найти подходящее местечко в самой трансформированной Солнечной системе.

Признаки внеземной жизни ближе, чем кажутся, — на соседних планетах и спутниках.

На самом деле, чтобы найти признаки жизни в космосе, далеко летать не надо. Ученые нашли четыре места в пределах Солнечной системы, где возможно существование живых существ. Кроме Марса, который уже давно исследуют, в списке есть:

Спутник Юпитера Европа, на поверхности которого расположен огромный соленый океан.

Солнце и солнечная система в фантастике
Автор изображения: https://www.artstation.com/vadimsadovski

Спутник Сатурна Энцелад. Он покрыт ледяной коркой, под которой, предположительно, могут быть условия, пригодные для жизни.

Еще один спутник Сатурна — Титан. На его поверхности нашли жидкость и даже подобие круговорота воды на Земле.

Швейцарский физик Мечислав Таубе просчитал возможность путешествия Земли по Солнечной системе с помощью 240 башен с термоядерными реакторами внутри. Идея сама по себе не нова со времён написания романов А. Абашели «Женщина в зеркале» и Ф. Карсака «Бегство Земли». Проект М. Таубе предусматривает расположение башен по экватору нашей планеты. Они должны иметь двадцатикилометровую высоту, чтобы выбрасываемые струи продуктов термоядерной реакции уходили в космос, а не в атмосферу. В реактивные струи придётся превратить восемь процентов массы всей нашей планеты.

Чтобы обеспечить и другие жизненно необходимые потребности в энергии, придётся искать подходящее сырьё и на близлежащих планетах. Его, конечно, не найдут в тех самых урановых рудниках на Венере, что братья СТРУГАЦКИЕ придумали в повести «Страна Багровых Туч». Но комфортные условия на Земле можно создать на сто миллиардов лет, если Юпитер станет источником топлива для искусственного солнца, которое вспыхнет на месте этой гигантской планеты.

Солнце и солнечная система в фантастике
Автор изображения: https://www.artstation.com/vadimsadovski

Наконец, можно поменять Солнце, покинув его систему и пристроившись к другой, более молодой звезде, когда та будет перемещаться на приемлемом для вояжа расстоянии. Потребуется выстроить кольцо ионных ускорителей вокруг Солнца либо вокруг выбранной звезды.

Ионные ускорители, создавая однородное магнитное поле около полюсов любого из означенных светил, заставят его терять свою массу выбросами в космос больших порций раскалённого вещества атмосферы. Это увеличит срок стабильного существования самой звезды. Управление магнитным полем заставит выбросы создавать реактивную тягу в требуемом направлении, до тех пор, пока не произойдёт «великое рандеву». В результате произойдёт разрушение одной солнечной системы и образование другой.

Солнце и солнечная система в фантастике
Автор изображения: https://www.artstation.com/vadimsadovski

«Запланированные» футурологами события перекликаются с сюжетом рассказа В. КИНГА «Стена до окончания мира», где Солнце становится Сверхновой, а Земля отправляется к Вестнику – звезде, перемещаться к которой придётся пять с половиной тысяч лет. Не обходится и без зажжения искусственных светил. Но для осуществления подобного сценария будущему человечеству предстоит научиться маневрировать собственными мирами: Землёй или колонизированными Марсом, Титаном, Европой.

Картина Франта Гво «Блуждающая Земля» стала одним из крупнейших китайских блокбастеров. В ближайшем будущем Солнце начинает гаснуть, и людям приходится искать способы спасения. Они решают с помощью гигантских двигателей переместить планету и найти в космосе новое место обитания. Но все идет не по плану: возле Юпитера Земле начинает угрожать огромная опасность. Главным героям предстоит попытаться предотвратить апокалипсис.

Сценарий картины основан на сюжете романа Лю ЦЫСИНЯ — популярного современного китайского писателя-фантаста. Фильм создавался преимущественно для китайского зрителя, и несмотря на то, что в кинотеатрах других стран «Блуждающую Землю» не показывали, смог войти в ТОП-5 самых кассовых фильмов 2019 года.

Солнце и солнечная система в фантастике
Автор изображения: https://www.artstation.com/vadimsadovski

ЛИТЕРАТУРА

Александровский Г. «Бегство от умирающего Солнца» (статья) \\ журнал «Наука и Жизнь» №8 за 2001 год.
[«НЖ» 1998, N 5, с.27].

До создания собственного светила аналогичного солнцу людям, конечно, ещё далеко, но вот в тёмное время суток мы активно пользуемся множеством разнообразных светильников, обзавестись которыми можно тут. Большой выбор на любой вкус.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.