Лучевое оружие — история появления термина
Перед тем как придумать нечто оригинальное, человек часто созерцает его прототип. Что предшествовало появлению лучевого оружия в фантастике? Блеск клинков, сверканье молний или, может быть, скользящие в тёмном небе лучи прожекторов? Теперь этого не скажет никто. Зато доподлинно известно, что смертоносный тепловой луч как предтеча гипотетического лучевого оружия популярного в современной фантастике появился в романе Герберта УЭЛЛСА «Война миров» в 1898 году. А словосочетание «луч смерти» вошло в лексикон после выхода в свет книги Артура РИВЗА «Подвиги Элейн» (1915).
В ту отдаляющуюся от нас пору, когда научно-технический прогресс приносил много новинок, подобные идеи не казались слишком фантастическими. Даже в романе Я. ГАШЕКА о бравом солдате Швейке есть шутливый диалог об особых лучах, которые взаимодействуют с целлулоидными звёздочками на погонах капралов, и в результате происходит взрыв. В 1927 году вышел в свет роман В. НИКОЛЬСКОГО «Через тысячу лет», где автор поделился своими мечтаниями:
«Лучи эти в эпоху второй Европейской войны обладали, впрочем, лишь одним свойством — они мгновенно разлагали почти все взрывчатые и легко горючие вещества, вроде пороха, динамита, бензина и нефти. Один прожектор с такими лучами «выметал» перед собою в несколько минут пространство в десятки квадратных километров. Бессильными сделались пушки, в ненужные куски металла и дерева превратились автоматические многозарядные винтовки, бесполезными стали гигантские аэропланы, обреченные сидеть на земле… Холодному оружию вновь суждено было решить судьбу сражающихся, подобно тому, как это бывало до изобретения пороха. Вновь воскресли, после многовекового сна, старинные луки, и на кино-фотографиях того времени я с изумлением наблюдал совершенно неправдоподобные сочетания: катапульты на автомобилях, арбалетчиков в противогазах, средневековых пращников в защитного цвета рубашках, копейщиков на велосипедах и командиров с полевыми биноклями, одетых в кольчуги и панцири… Всего лишь пять месяцев понадобилось на то, чтобы Восточные армии, поддержанные бесчисленными восстаниями рабочих в тылу своих Западных врагов, — прошли всю Европу. Снова, как в 1814 году, крутобокие лохматые казацкие кони утоляли свою жажду водами Сены. Но, увы, что осталось теперь от Парижа? Прекраснейший город Европы лежал наполовину в развалинах… «Скифские орды» и «Гуннские полчища» наводнили собою все страны: от Скандинавских фиордов до стен Гибралтара и от Вислы до Темзы слышалась гортанная восточная речь. Скуластые лица и русые бороды пестрели в толпе флегматичных норвежцев и среди черноглазых испанцев. Вновь как будто вернулись времена Атиллы и Тамерлана. Но тогда это были враги всему чуждому, жадные, беспощадные завоеватели и убийцы, — теперь были это друзья, благодатная новая сила, призванная чтобы сбросить с трудящегося человечества последние оковы рабства и гнета».
В журнале «Вокруг света» №3 за 1933 год появилась обнадёживающая статья, текст которой приводится ниже.
«В прошлом году американец Барлоу объявил, что он изобрёл «лучи смерти». Так называются лучи, которые могут на расстоянии останавливать машины, взрывать пороховые погреба, зажигать здания, убивать людей. Впрочем, о них ещё мало известно. Но зато известно точно заявление Барлоу. Барлоу сказал, что он не хочет, чтобы его изобретение послужило убийству людей. Он отдаст свои «лучи смерти» только той стране, которая действительно хочет мира. «Если начнётся война, — сказал Барлоу, — я отдам моё изобретение СССР».
Алексея ТОЛСТОГО на создание романа «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-1939) вдохновила конструкция Шуховской башни, построенной в 1922 году в виде секций гиперболоидов. А. Толстой знал, что более высокую концентрацию лучей мог бы дать не гиперболоид, а параболоид. Впрочем, мало кого особо интересовали такие технические детали.
С книги Ницшина Дъяхлиса «Когда исчезла Зелёная звезда» (1925) в фантастике началось победоносное шествие бластеров (смотри БЛАСТЕРЫ).
Но и от концепции лучей смерти, распространяемых подобно радиоволнам. Не все фантасты торопились расставаться. В повести Н. АВТОКРАТОВА «Тайна профессора Макшеева» (1940) секретные лучи предназначались для подрыва вражеских боеприпасов по всей линии фронта. На заре атомной эры вышел в свет роман В. ИВАНОВА «Энергия подвластна нам» (1951), на страницах которого на СССР было совершено нападение с помощью радиоактивных лучей, коварно отражённых от поверхности Луны. Здесь, в принципиальной разнице способов применения лучевого оружия, похоже, сказалась несходство менталитетов разных народов Земли, проявляемое на подсознательном уровне.
Лучевое оружие — лазерный меч
Один подход, видимо восходит к временам рыцарства. Ударить противника «почётнее» в поединке один на один; не беда даже, что бластером обладает только один герой. Следуя азиатским хитростям и меряя врага на свой лад, удар должен быть наиболее разрушительным (по мелочи бить – кулак отобьёшь!), неожиданным и скрытым. Отсюда, пожалуй, следует исходить в попытке классифицировать лучевое оружие; оно может быть ближнего и дальнего действия. К первому типу относятся мечи с изменяющими длину клинками-полями (Л. НИВЕН «Мир-Кольцо», 1970). Это уже позже, нечто аналогичное взяли на вооружение рыцари-джедаи. Не назовёшь сверхоружием протонную пушку для отлова привидений. Иначе истребителям означенных сущностей после нескольких мощных выстрелов пришлось бы менять род занятий (Г. РЭМИС «Охотники за привидениями», 1984).
И сравните действие камнежога — ядерного боеприпаса, ключевым поражающим фактором которого является излучение, лишающее человека зрения (Ф. ХЕРБЕРТ «Мессия Дюны», 1969»).
В истории фантастического лучевого оружия повторялась знакомая история многовековой борьбы стали разящей против защитной брони. От лучей разящих иногда спасают силовые поля. А принципиально иной способ можно извлечь из рассказа В. ВЛАДКО «Волшебный поляризатор», где означенное устройство, трансформируя солнечный свет, не только моментально делало из любого собеседника милейшего человека, но и отсеивало недоброжелательные взгляды.
Впервые лазерный меч придумал Э. Гамильтон в рассказе «Калдар — мир Антареса», впоследствии использующийся в «Звёздных войнах». Представляет собой высокотехнологичное устройство, генерирующее мощный энергетический клинок, который появляется из керамической трубки, замкнутый в периферическую дугу. Наиболее известен по фантастической саге «Звёздные войны».