«Гонки сквозь мрак» – очередной эпизод 2 сезона «Вавилона-5». И, если предыдущий эпизод окунул нас в разнузданность и напряжение, то эта серия выглядит более легкой, но не менее динамичной.
Здесь уже появляется попытка авторов сместить фокус восприятия главных персонажей. Чего только стоит диалог Бестера с Гарибальди, в котором тот пытается убедить служащего Вавилона-5, что ему присущи такие же человеческие черты, как и всем прочим, несмотря на его принадлежность к Корпусу-Пси.
В этой серии остается без ответа, что это было: шаг к примирению или хитрый расчет.
Мы видим, что у каждого, даже худшего члена Корпуса, действительно, есть вполне человеческие качества. Бестер говорит о своей семье, о маленькой дочери.
Дело в том, что в этом и кроется весь наш человеческий парадокс. У ногих, даже самых кровавых служащих спецслужб, карающих, выбивающих показания, были семьи. Они приходили домой, ласкали детей, ругали тех, если они били кого-нибудь во дворе (может и не ругали, конечно). Как могут уживаться любовь, ласка к родным, к своим детям и жестокость по отношению к другим, у кого тоже могут быть дети и такие же чувства.
Что-то ломается в психике таких людей.
Что-то сломалось в головах и сотрудников Корпуса.
Гарибальди оказался прав. А еще он намекнул зрителям, что в том, каким стал Корпус, частично виноваты все остальные.
«Вавилон-5» акцентирует внимание не только на Корпусе, давая понять, что нам еще придется с ним столкнуться. Мы переносимся в более мирное русло, к свиданию Деленн и командора.
Понятно, что нас ждет роман и все вытекающее из этого. А значит и большие проблемы.
У Деленн и Шеридана завязывается диалог и симпатия. Они шутят. Юмор сближает и стирает грани. Шеридан понимает, что минбарцы не только враги, он видит в них, как бы парадоксально не звучало, людей.
Много говорят о смехе. У минбарцев целый ритуал, посвященный смеху и иронии. О похожем говорит и Шеридан, приводя в пример дзен-буддизм. И, кстати, это выводит уровень «Вавлона-5» на другой уровень.
На самом деле, внимание к дзен и дао у интеллигенции на Западе всегда было пристальным. Правда, на Западе его понимали как некий аналог принципа «Don’t worry, be happy», что в корне не верно для практики буддизма вообще и дзена, в частности. Это очень жесткое направление в буддизме, особенно если брать школу Ридзай.
Но в чем Шеридан прав, восточные культы, в частности, буддизм, в отличие от аврамических религий и других ближневосточных культов, не боялись смеха и телесности.
«Вавилон-5» раскрывается иначе во 2 сезоне, видно, что его создатели набили руку, вышли на новый уровень, видно, что и сюжеты выходят на новые уровни.
«Вавилон-5» становится больше сериалом об интригах, чем о космосе и это очень даже интересно.