«Стекло» выдернуло кинофантастику на новый уровень и это также очевидно, как и то, что фильм с трудом вмещается в рамки одного жанра, одной идеи. Даже не знаю, назвать ли его фантастикой.
«Стекло», безусловно, фантастика, при этом фантастика не научная, но по своей глубине, по своей философичности и психологизму, это та самая НАСТОЯЩАЯ фантастика, которую мы так любим.
Критики встретили фильм неоднозначно и даже отрицательно. Но вся его идея, весь пафос картины «Стекло» именно в том, что каждый раз большинство, кто уютно уместился на жёрдочке социальной иерархии, постоянно требует твоего соответствия их представлениям.
Ты не должен отличаться. Своей неординарностью ты кого-то оскорбляешь. Ты не должен гордиться своей неповторимостью. Твоя неповторимость кому-то показывает на его ограниченность.
Да, в некоторых местах фильм затянут, да, кисловата концовка, да, фильм намекает на какие-то несбывшиеся мечты и даже обиды.
Но именно в этом и талант создателей «Стекла» – сделать из истории про супергероев настоящий психолого-фантастический триллер.
По сюжету Дэвид Данн, известный персонаж из фильмов «Неуязвимый» и «Сплит», охотясь за Кевином Крамбом, спасает похищенных им девушек. В Кевине, страдающем расщеплением личности, просыпается некая мистическая сущность – Зверь, обладающая невероятными физическими способностями.
В результате драки оба оказываются в окружении полиции, попадая в итоге в психиатрическую лечебницу, в которой находится давний противник Данна, Элайдж Прайс, называющий себя Мистер Стекло.
Элли Стейпл – врач, лечащий всех троих, пытается донести до них, что вся их вера в наличие неких сверхспособностей – бред. У неё это почти получается, пока Мистер Стекло не сбегает сам и не выпускает Зверя.
Но не всё так просто.
На протяжении фильма мы начинаем сомневаться в наличии у всех троих неких сверхспособностей. Да, есть моменты, которые можно было бы отнести к наличию чего-то невероятного в природе троих больных, но все они разумно объясняются.
Или нет…
Стейпл внимательный врач, она само проявление заботы и профессионализма, но тогда почему она так раздражает. Неужто всё дело в том, что она разрушает наши детские убеждения? И дело тут даже не в комиксах про супергероев.
Да, создатели фильма переборщили с негативным образом рационалиста, в этом просматривается некая обида. С другой стороны, они критиковали далеко не рационализм.
Как я уже говорил, весь пафос «Стекла» основан на том, что в нас часто пытаются подорвать веру в себя, веру в удивительное, на которые каждый имеет право.
Когда дело подходит к развязке, мы понимаем, что Стейпл практически убеждает невероятных пациентов в том, что они простые люди.
Но разве не под видом благонадёжности и заботы нам причиняют самую сильную боль? Сколько зла причинялось под лозунгами веры, заботы, морализма. Пуританство, консерватизм, якобы заботясь о добродетели, разрушали жизни и психики. Недаром самое жестокое обращение бывает в наиболее консервативных, религиозных и пуританских семьях. Более того, именно из таких семей и рождались самые ярые бунтари в истории и в искусстве.
Кстати, в образе Крамба изображён реально существовавший человек – Билли Миллиган. До сих пор психологи не ответили однозначно на вопрос, реально ли в нём уживались 24 личности, либо это афера века. Дэниэль Киз, написавший о Миллигане цикл книг, и сам не смог дать однозначного ответа.
Мне кажется, и остальные персонажи, это такие архетипы. Неоднозначные, противоречивые, но, безусловно, живые. Несмотря на фантастичность картины, в ней всё пропитано реализмом, который преследует тебя даже после того, как ты закончил просмотр.
Не знаю, стоит ли слушать критиков, не знаю, чего они хотели от «Стекла», но для кинофантастики год начался очень неплохо.