«Дежавю» — темпоральный детектив

Дежавю

«Дежавю» — научно-фантастический триллер Тонни Скотта (младшего брата Р. Скотта) 2006 года, снискавший популярность у поклонников темпоральной фантастики. 

Новый Орлеан. В праздничный день неизвестный провозит взрывчатку, которая подрывает паром с 543 людьми. ФБР и АТО ищут преступника. На месте преступления Даг Карлин — агент АТО, который ищет улики. Параллельно с этим на берегу находят обгоревший труп девушки. Но что странно, она не могла погибнуть в результате взрыва парома. Так откуда тогда труп и такие ожоги? В её доме он находит много интересного: в мусорной корзине лежит множество окровавленных бинтов и ваты, буквы из детской игрушки образуют на стене надпись «Ты можешь спасти её» (U CAN SAVE HER), а среди записей в автоответчике — его недавний звонок.

Карлина приглашают в лабораторию, где демонстрируют съёмки парома. Ему поясняют, что это некий секретный проект — «Белоснежка». «Семь гномов» — спутники слежения, сканирующие территорию. Убедить агента, что это, якобы только что обработанное изображение до взрыва не получается. 

Оказывается, он имеет дело с новой разработкой, способной заглянуть в прошлое.

Карлин пытается использовать это как шанс спасти девушку и своего напарника. 

Но напарник гибнет, уже при других обстоятельствах. Один из учёных утверждает, что есть некий рок, который не обойти. Но Карлин стоит на своём, считая что всё можно изменить, было бы желание. 

Они ловят преступника. Он признаётся во всём, ссылаясь на божий промысел и некую сверхмиссию.

Но люди погибли. 

Дело закрывают, что не даёт агенту никакого удовлетворения. Тогда он решается на отчаянный и противозаконный шаг. С учёным он решает повторим ранее неудачные эксперименты. Он отправляется в прошлое, за несколько дней до взрыва.

«Дежавю» — твёрдая научная фантастика, которая окунает зрителя в пространственно-временные коллизии. 

Среди достоинств фильма следует выделить философский аспект вопросов Фатума и Свободы.

Есть ли судьба, предназначение, злой рок или мы сами вольны выбирать как сложится наша жизнь. 

Можем ли мы что-то изменить или всё предначертано?

Как правило, о некоем роке, о Фатуме говорят склонные к религиозному мышлению или мистику. С одной стороны, это придаёт безнадёжность. С другой стороны, сторонником этого самого Фатума придаёт уверенности. Как правило, говоря о предназначении, мы любим ставить себя в центр этой самой миссии. Когда недостаточно знаний о мире или уверенности в жизни хочется искать некий смысл, миссию, некий великий ум, который бы всё решил и позаботился, если не о всех, то, хотя бы о тебе.

В древности, зачастую и многие аспекты жизни объяснялись принципами предначертания, успокоениями, вроде того, что деваться не куда.

С развитием цивилизации, от религиозности начали уходить, но страх перед таким непонятным и необъятным миром осталась. Фатум пытались рационализировать.

Кстати, Р. Силверберг — культовый американский фантаст пытался это делать в своём творчестве.

«Дежавю» ставит в этом споре жирную точку. Нет никакого рока, никакой судьбы, всё что мы хотим изменить, мы можем изменить.

Фильм был номинирован на 6 премий и одну из-них выиграл. Здесь и неплохая игра актёров и запутанность темпоральной фантастики. 

Что лично мне показалось таким вот минусом, это некоторая затянутость. В этом плане «Довод» Нолана стал для неким эталоном темпорального научно-фантастического детектива. 

Фото аватара

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.