«Грань, отделяющая Жизнь от Смерти, в лучшем случае, обманчива и неопределённа. Кто может сказать, где кончается одно и начинается другое».
Э. По «Заживо погребённые».
Состояние здоровья некоторых фантастических персонажей характеризуется фразой: «Ни жизнь, ни смерть». Одно из них (не путать с анабиозом!) называется летаргией. Это болезненный сон, длящийся от нескольких часов до нескольких лет. При этом ни дыхание, ни пульс больного не ощутимы.
Случаи летаргии издавна оставили след в историях на мотив европейской сказки о спящей красавице, известной в интерпретации Ш. Перро и братьев Гримм. Причём по поводу для заболевания можно предположить, что изнеженная принцесса Аврора поучила болевой шок, уколовшись об веретено. Скорее всего, во дворце постоянно сохранялась гнетущая атмосфера боязни страшного предсказания обиженной феи. Тогда ребёнком вообще могли одолевать приступы истерии.
С сюжетом «Спящей красавицы» перекликается сказка о Белоснежке и семи гномах. А. С. Пушкин перенёс обе фольклорные традиции на русскую почву в собственной «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях».
Сказки развеиваются там, где начинается реальное пробуждение, ибо пока человек находится в состоянии летаргического сна, его внешность неизменна. А если летаргия слишком затянулась, то больные быстро дряхлеют в соответствии со сроком давности мнимой смерти. Принцев, рыцарей и прочих героев, прибегнувших к лечению своих спящих избранниц спасительными поцелуями, за рамками сказочного формата вскоре ждали бы большие разочарования.
В XVIII-XIX веках летаргия породила страх стать по ошибке погребённым заживо. Эту тему в литературе мастерски раскрыл Э. ПО. Его рассказ «Заживо погребённые» не просто коллекция баек с рефреном: «А вот был ещё такой случай…». Главный герой рассказа находит в себе силы преодолеть в себе рассматриваемую фобию. А какую гамму неистовых страстей переживает в рассказе «Лигейя» другой персонаж по поводу мнимой смерти своей любимой!
К счастью, современные медики научились очень точно определять практически все случаи летаргии. Однако количество «сопутствующих» пробуждению проблем бывает велико даже в фантастике. Этому и посвящён роман Г. УЭЛЛСА «Когда Спящий проснётся». Не только врачи, но и весь мир терпеливо на протяжении двухсот лет ждал возвращения к жизни человека, не ведавшего, что он стал фактическим властелином мира. Его выросший счёт в банке, управляемый советом адвокатов, сделал его самым богатым человеком на Земле, владельцем всей земной промышленности, прессы и недвижимости.
Это не приносит счастья бывшему Спящему; он в качестве пешки попадает в сплетения политических интриг. В ходе своих наблюдений за жизнью в XXII веке главный герой начинает понимать, что жизнь людей с одной лишь только сменой власти ничуть не улучшилась.
Пребывание персонажа в состоянии летаргии в качестве завязки фантастического сюжета или способа перемещения во времени, очевидно, себя исчерпало. Затухающим эхом этот ход отозвался в сказочной повести А. ВОЛКОВА «Жёлтый туман». Летаргия впоследствии окончательно уступила место анабиозу (смотри статью АНАБИОЗ данной энциклопедии).