Кощей Бессмертный в сказках и фантастике

Кощей Бессмертный в сказках и фантастике

«…посмотри на кого ты похож? Вылитый Кощей!».
В. ДРАГУНСКИЙ «Бы».

Кощей Бессмертный – одно из воплощений Зла, образ, пришедший в фантастику из русского устного народного творчества. Очевидно, сам сказочный Кощей имеет более древний мифологический прообраз, единый для разных народов, как славянских, так и не славянских. Вспомним пушкинские строки, где в отношении фольклора не бывает ничего случайного:

«Там царь Кащей над златом чахнет…»

Почему в поэме «Руслан и Людмила» этот персонаж представлен автором в виде царя при огромных, но бесполезных сокровищах? Напрашивается аналогия Кощея с царём Мидасом, прикосновения которого обращали всё в золото. По этой причине Мидас был обречён на голодные муки – буквально «чахнуть над златом»… Похоже, какой-то глухой отголосок всё того же эллинского мифа переплёлся со славянскими сказаниями в сказке «Марья-Моревна»:

«Просит Кощей у Ивана-Царевича:
— Сжалься надо мной, дай мне напиться. Десять лет я здесь мучаюсь: не ел, не пил – совсем в горле пересохло».

И сердобольный Иван-Царевич на свою беду прерывает наказание (в данном случае пленение) Кощея. В финале сказки следует смертельное сражение обычным оружием: саблей и палицей. Но злодея сразило копыто богатырского коня. Останки Кощея Иван-Царевич из предосторожности спалил в огне «и самый пепел пустил по ветру», видимо, зная о необычной живучести побеждённого. Таких, как Кощей, конечно же, не хоронят и не украшают могилу венками. Венки на похороны, как с того же https://venki-na-pohorony.ru/ нужны только обычным людям. Таким образом родственники и друзья прощаются с усопшим. Но Кощея это не касается. На то он и Бессмертный.

Кощей Бессмертный — хранитель казны?

А если копнуть совсем седую старину арийской истории, то на санскрите слово kocagara (кощягара) как раз означает «хранитель казны». Хранить сокровища по долгу службы – не значит обладать ими. Казначей для господина – тот же презренный раб, подходящий для исполнения своих обязанностей из-за склонности к скряжничеству. (вспомним образ помещика Плюшкина в повести Н. В. ГОГОЛЯ «Мёртвые души»). В «Слове Полку Игореве» слово Кощей употребляется как в значении раба, так и в смысле человека низкого, коварного, презренного; половецкий хан Кончак называется поганым Кощеем…

Более известный вариант бесславной кончины Кощея Бессмертного встречается в другой русской народной сказке – о Царевне-Лягушке. Там уже победить злодея в честном бою невозможно, если предварительно не лишить его бессмертия, сконцентрированного на кончике замысловато спрятанной иглы. Но уж если Кощею в каких-то фантастических версиях сохранена жизнь, то приходится наполнять её и каким-то иным содержанием, нежели творение зла. В рассказе Г. ФИЛАНОВСКОГО «Фантазки» рассматриваемого персонажа увлек процесс изобретения вечного двигателя. Кто как не бессмертное существо сможет лично убедиться в эффективности работы такого устройства? Пробовал свои силы Кощей и на писательском поприще, но неудачно, ибо самым беспощадным критиком здесь для него оказалась Баба-Яга (Б. ШТЕРН «Кащей Бессмертный поэт бесов).

Как литературное, так и любое другое противостояние между двумя этими воплощениями Зла – не случайно. Они словно две остро соперничающие команды из одной и той же державы. В сущность Кощея Бессмертного и в сущность Бабы–Яги заложены каждому свои, отличные одна от другой философские основы. Кощея отличает количественная доминанта, а Баба-Яга обладает доминантой качественной: бесконечность против плодородия, бессмертие против воскрешения. Поэтому иногда обитательница избушки на курьих ножках помогает тому, кто в состоянии одолеть Кощея.

Кощей Бессмертный в сказках и фантастике

Подобная ситуация встречается не только в некоторых сказках, но и в повести Е. ФИЛЕНКО «Бой на Калиновом мосту». Женщина по имени Карога (ну, вылитая карга-ведунья) поклялась отомстить Кощею за безответную любовь. Сам же бездушный и жестокий злодей, по выражению автора, мало походит на «воинствующих дистрофиков из киносказок». В данной повести Кощеем назвался отщепенец с задатками маньяка и шизофреника, которого вышвырнули из мира будущего.

Перевоспитание злодея не удаётся осуществить сотрудникам знаменитого НИИЧАВО в повести А. и Б. СТРУГАЦКИХ «Понедельник начинается в субботу». Он посажен в комфортабельную клетку, где с удовольствием почитывает «Молот Ведьм» и воображает себя инквизитором.

Общие черты обнаруживаются и между рассматриваемым персонажем и худощавым Императором с провалившимися глазницами в киносериале «Звёздные войны» Дж. ЛУКАСА. Затворничество Кощея в каком-то недоступном замке, окружённом непроходимой местностью, стало притчей во языцех. Но разве логично для обладателя бессмертия сидеть сиднем где-то на краю света? В рассказе А. ТЮРИНА «Судьба Кощея в киберзойскую эру» становится очевидным, что бессмертный Кощей и бесконечный квест – это гораздо более совместимые категории.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.