Техногенная антиутопия «Робокопа»

Пол Верховен не хотел снимать этот фильм, посчитав его слишком легкомысленным, слишком «дешёвеньким». Он даже выбросил сценарий, который сохранила его жена, и уговорила мужа, всё же обратить внимание на сюжет. И так мы получили один из легендарных фильмов в мировой киноиндустрии, фильм который сочетает в себе эстетику «Метрополиса», «Готема» и «кибернетических» тем 80-х.

«Робокоп» — социальная, антиутопичная фантастическая драма-боевик. Особенно социальной является третья часть этого фильма, на мой взгляд, самая удачная и самая философская из всех историй о робокопе.

В фильме показано не просто будущее с его причудливыми технологиями, в нём показано, как личность обесценивается в жерновах государственной машины, как корпорации становятся реальной властью.

Сюжет гипертрофированно показывает реальные события, происходящие в мире. Подчинённость полиции властям корпорации и муниципалитету. Вспомним отечественную милицию, которая то подчинялась исполкомам, то муниципалитету. Ничего не значащая личность, которая теряется в экономических и политических интригах, в мире, где реальная власть принадлежат корпорациям. А разве всё происходит не так? Разве не крупные компании, фирмы и клубы являются реальной властью в мире, заставляя страны содрогаться от цен на нефть, производя экономическую экспансию стран? Разве не об этом писал Д. Перкинс в своей книге «Исповедь экономического убийцы»?

Детройт. Легендарный рок-сити, как пелось в песне группы «Kiss», столь же противоречивый, как и всякая жизнь в крупных городах. Сюжет пересказывать не имеет смысла, стоит остановиться на самых ярких социальных моментах фильма. Как уже говорилось, ключевая идея фильма «Робокоп» — обесценивание личности, превращение её в очередной предмет купли-продажи. При этом личность не просто обесценивается, не просто ставится ниже коллектива, она исчезает как таковая, становясь маленьким товаром, при том не самой высокой цены. «Робокоп» — это гротескное общество с гипертрофированным изображением социального антагонизма, но это фильм, в первую очередь о нас с вами, о сегодняшнем дне. В фильме присутствует азимовский парадокс – момент, когда робот становится гуманее человека.

В образе самого робокопа, этакого рыцаря 21 столетия, рыцаря без страха и упрёка, показано, как твоё человеческое, твоё самобытное, твоё несогласное с мироустройством уничтожается. При том уничтожается дважды: первый раз преступниками, второй – коммерсантами.

Символично выглядит сцена расстрела, когда главный герой лишается руки. Это стало неким образом распятия, жертвы самого достойного, принесенной ради бездушного эксперимента.

Но индивидуальность — то, что живёт в нас и даёт нам возможности противостоять общему прессингу безразличия, бунтует в главном герое. Она не даёт подавить себя.

Третья часть, как я уже говорил, самая успешная с точки зрения замысла. В ней показан социальный протест, произвол властей, разрушающих дома простых людей. Но! Мы не заметили самого главного. Наряду с полицией создаётся некий аналог наших внутренних войск. Они выполняют роль неких опричников. Их задача — быть на страже денег власть имущих. Со временем их становится всё больше и больше, они берут в руки контроль над городом. Ничего не напоминает? Сегодня в России внутренние войска, едва не превышают численность вооруженных сил. Сам господин ПЖ – патриарх собирал их в храме, давая напутственное слово. С кем воевать этим войскам? Где же находятся в нашей стране такое количество врагов? Кавказ? Тогда почему работу на нём продолжают делать полицейские из разных регионов, в сравнении с внутренними войсками, получающие копейки?

На мой взгляд, фильм просто прогнозирует определённые социальные моменты, которые могут возникать независимо от политического строя. Но ещё важен момент сражения робокопа с его неудачными аналогами. Главная мораль этих схваток в том, что машина не сможет заменить непредсказуемости человеческой натуры. Вспоминается драка с робокопом, управляемым мозгом преступника и наркомана. Она отчётливо показывает, что невозможно выстраивать основу, даже собственную защиту, на негативе, на том, кто не может контролировать даже самого себя.

Кроме трёх известных «робокопов» была ещё четвёртая версия, снятая под «шум» общего успеха робокопа и ничего не имеющая общего с предыдущими частями. Относительно недавно был снят ремейк популярного фильма, однако он совершенно лишён какой бы то ни было мысли.

Интересные моменты съёмок фильма

— актёр, сыгравший робокопа, занимался восточными единоборствами;

— костюм, преимущественно состоял из плотной резины, поэтому, чтобы актёр не получил тепловой удар, к нему подсоединялись специальные трубки, подающие холодный воздух;

— некоторые пейзажи Детройта будущего были нарисованы художником;

— создателю костюма Робу Боттину и его команде потребовалось 11 часов, чтобы подогнать его под Питера Уэллера. Однако, одевшись, Уэллер обнаружил, что все заранее разработанные для его роли движения в этом облачении делать нельзя. Съёмки пришлось остановить, чтобы Уэллер и его преподаватель по пластике смогли придумать новые движения.

https://youtu.be/Lo5AanUEyeM

so_kir_kin

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.