Хоббит, просто хоббит (часть 3)

хоббит

Источник: thehobbit.com

Часть третья. Битва пяти воинств.

Уже смешались люди, кони,

Мечи, секиры, топоры,

А князь по-прежнему спокойно

Следил за битвою с горы.

(К.Симонов)

Хоббит?! Где хоббит?

Часть 1 — Нежданное путешествие

Часть 2 — Пустошь Смауга

Завершая обзор «Хоббита», я не удержался, решив и здесь начать с эпиграфа. Здесь он будет актуален для второй половины фильма, то есть непосредственно битвы. Так что  сначала нужно рассказать о событиях, предшествующих кровавому сражению. Тем более, что их масштабность и значимость уступают ему ненамного.

Сначала о хорошем. Смауг очень красиво уничтожает Эсгарот. Это надо видеть!

Теперь о плохом. Сцена убийства Смауга (с точки зрения здравого смысла) ужасна. До чего же примитивным стал Голливуд! Хотя, может, кому-то кажется, что лук, «сделанный» из куска верёвки и сына Барда, это лучший способ убить дракона. И предсмертная речь Смауга, желающего скушать мальчика на глазах у отца… Злодей же должен высказаться, пока не сдох! Доказать, что он настоящий злодей, а то, может, кто сомневается?

А ещё надо показать всех воинов Озёрного города и его жителей паникующими, как стадо овец. При том, что у Толкиена они бьются за свои жизни до конца. И на дракона постоянно обрушивается град из стрел защитников Эсгарота, даже когда те стоят в горящих руинах. Но, кто такой этот Толкиен для гениев пера и бумаги «фабрики грёз»?! У них же есть свои гениальные ходы в сценарии.

В общем, Смауг рухнет в предсмертных конвульсиях прямо на лодку бургомистра. Так им обоим и надо!

Переходим к другим событиям.

Мы, наконец-то, дождались «эпик-баттла»! На выручку пленённому Гендальфу приходят Галадриэль, Элронд и Саруман! Мы поглощаем попкорн и ждём… Вот, сейчас они будут бить врага «файерболами», светом истари или молниями на худой конец… Но что это? Саруман и Элронд только продемонстрируют боевое искусство в бою с приспешниками (назгулами) Саурона. Только меч и посох. Выглядит неплохо, но стоило ли так показывать ключевое противостояние Света и Тьмы? В любом случае, спасибо Кристоферу Ли (ныне увы покойному). Он сыграл отлично свои эпизоды для своего почтенного возраста. Его дублёр в драке тоже постарался на славу. Кристофер Ли лично знал Толкиена!!! Интересно, что он ему расскажет на том свете? Ну, а в конце будет, вообще, непонятно, зачем эта драка была нужна. Галадриэль просто вытянет руку вперёд и отправит Саурона домой… в Мордор. Рожу при этом скорчит весьма страшную… и всё.

Леголас и Тауриэль сходят в Гундабад – древнюю столицу гоблинов на севере. Так, между прочим.

Наконец, с побочными сюжетными линиями покончено. Пора вернуться к событию, давшему фильму название. Правда, изначально одно воинство уже отпадает, так как назвать сброд, возглавляемый Бардом, армией никак нельзя. Да ещё раздражает этот Альфид-подхалим. Сыгран-то он хорошо, но его роль служит лишь для проявления на лицах зрителей глупых улыбок.

Печально, что в завершающей части трилогии гномы Торина фактически все исполняют роли статистов. А ведь казалось в первом фильме, что, наконец-то, мы увидим нестандартное кино, где важны личности каждого. Но нет… Только Торин и его переживания… Даже Бильбо на втором плане.

Торин… Ну, тут всё канонично. «Драконова болезнь» одолела беднягу. Кушать готов своё ненаглядное золото и спать спокойно не может пока не найден Аркенстон. Окопался в Горе и сидит себе на куче сокровищ. Никого не напоминает?

Спешно прибывшего на место событий Гендальфа уже никто ни во что не ставит. Странно. Его лично Элронд приходил спасать – прямой потомок высших эльфов древности! Галадриэль – вообще, самая старая из живущих в Средиземье эльфов. Да, она валар собственными глазами видела! А «лесной дикарь» Трандуил совсем не понимает сути событий и ведёт себя так же глупо и надменно, как и до этого. В общем, битвы не избежать… Махинации Бильбо с Аркенстоном не помогут. Тем более, что к гномам прибывает подкрепление.

Сумбур и неясность – вот две определяющих характеристики битвы. Хоть бы Толкиена почитали! У него ход сражения описан просто и понятно.

Правда, в одном моменте Джексон проявил прямо-таки исключительное желание следовать первоисточнику. Речь о гигантских червяках-оборотнях, роющих туннели, по которым передвигается войско Азога. Да, в оригинале о них есть упоминание в начале повествования. Называются они «wereworms» (в некоторых переводах на русский встречается забавное «хобборотни»). Так что этих представителей фауны Средиземья сценаристы не выдумали. Ну и что, что они подозрительно похожи на своих собратьев с Арракиса? Черви, они и на Дюне – черви, и в Средиземье… Но нигде не было ни слова про их применение перед боем. Равно как и других человекообразных уродцев, которые входят в состав армии Азога.

И вот во всей этой битве только один полководец ведёт себя так, как ему и подобает. Азог спокойно наблюдает за сражением с высоты, раздаёт войскам указания с помощью системы «сигнальных флагов» и имеет коварный план, связанный с ожиданием прибытия Больга ещё с одним войском (ну, чем не Александр Невский?). Третья часть снята так, что невольно проникаешься к бледному орку уважением (кстати, играет-то его Ману Беннет, тот самый Крикс из сериала «Спартак»). Остальные командиры армий ведут себя в «лучших традициях С.М. Буденного»… конь и шашка… и вперёд! Какое тактическое руководство? Вы о чём?

Трандуил машет мечом на передовой на своём боевом олене. Про его «шлем» я, вообще, молчу (хотя это, наверное, традиция, что командир эльфов шлем не носит). Бард бегает по улицам разрушенного Дейла в поисках своих детей. Его действия, вообще, напоминают миссии в компьютерной игре. Дейн скачет на свинье!

При этом, надо отметить, что в трилогии «Властелин колец» командиры вели себя гораздо более адекватно. Вспомните в самом начале Элронда в битве на склонах Ородруина, Теодена при обороне Хельмовой пади, да и Гендальфа, фактически возглавившего оборону Минас Тирита. Понятно, что мечом махать им тоже приходилось, но всё было разумно (только Арагорн сломя голову несётся вперёд в битве у Чёрных врат, но там ситуация критическая была, и всё зависело от Фродо).

Тут роль Арагорна в финальной стадии сражения исполнит Торин и его соратники, воодушевив своим примером всех уже на последнем рубеже обороны (правда, перед этим они снимут с себя всю найденную в Горе броню… да, кому она нужна-то в яростном бою).

Не могу удержаться от критики относительно сцены первого столкновения. Гномы строятся оборонительной «черепахой», выставив вперёд копья. Разумно. Лавина орков явно захлебнётся на некоторое время при атаке… И вот ждёшь, что сейчас эльфы встретят врагов градом стрел из-за гномьих спин. Половина орков не добежит! Но… стрельба, оказывается, не для эльфов. Это они одного Торина могут попугать синхронным натягиванием тетивы луков… А тут нужно выпрыгнуть сзади прямо между остриями гномьих копий и гоблино-орочьей ордой. Ну, чтобы биться по принципу «ни шагу назад»… Глупо!

Позволю себе процитировать детскую книжечку, положенную в основу фильма. Логики здесь на несколько порядков выше:

 «Первыми бросились в атаку эльфы… Когда вражеское войско столпилось в долине, эльфы выпустили в них ливень стрел. Вслед за стрелами полетели тысячи копий. Гоблины оглушающе выли. Скалы почернели от гоблинской крови».

Как говорится: «Верю!»

В реальность происходящего же в фильме перестаёшь верить окончательно, когда Двалин и Торин радуются «малому» количеству нападающих на них гоблинов. Всего-то около сотни! Это ж для двух гномов, вообще, пустяки! Интересно, сколько тогда их теоретически может убить Леголас? (Если что, при Хельмовой пади он уничтожит только немногим более сорока врагов, но это ещё не скоро… постареет, наверное). Вся вот эта гремучая смесь реальной рубки насмерть обернута примитивным легкомысленным юморком (ощущения, как при просмотре третьей части «Пиратов Карибского моря»). Торин и Дейн, встретившись на поле боя, беседуют, точно сидят в трактире за кружкой пива.

Вообще, как можно такое сражение снимать при рейтинге фильма 6+? Это ж надо! Снимали бы уж с таким рейтингом что-то типа «Детства Бильбо».

Повествование окончательно разбивается на эпизоды и отдельные противостояния уже с середины. Леголас опять против Больга, Торин опять против Азога. Фили и Кили сценаристы «слили», вообще, ужасно глупо… Но это ещё ничего. В мультике 1970-х годов, например, создатели решили ещё за компанию и Бомбура угробить. Реализм и физика происходящего… без комментариев.

Закончится сражение почти канонично. Орлы! Орлы! И снова орлы! Плюс на пару секунд в кадре мелькнёт «десантированный» ими Беорн… Вообще, кто не знает, то по книге битва была выиграна только благодаря ему.  И «авиация» бы не помогла… Не верите? Перечитайте Дж.Р.Р. Толкиена и убедитесь.

Разговор умирающего Торина и Бильбо подводит черту. Вот и всё…

Концовка вполне в стиле Джексона. Уж возвращение в Хоббитанию он снимать умеет! Ну, будет немножко «соплей»… Нужны ли они были? И все мы знаем, что, вообще-то, это не конец… Кольцо ждёт своего часа…

По традиции отмечу саундтрек и его заглавную композицию. Мне он меньше понравился, чем во второй части, но «Last Goodbye» в исполнении Билли Войда (он же Пиппин) по своему хороша.

В завершении выражу надежду, что симптомы «Драконовой болезни» проявившиеся у замечательного режиссёра Питера Джексона по ходу съёмок и выпуска в прокат «Хоббита», так и останутся симптомами, а не перетекут в хроническое заболевание.

Ну, нельзя Толкиена экранизировать только ради денег! Это же почти высокое искусство.

https://youtu.be/fxGC0C-u9V8


Хотите узнать больше о хоббите? Посетите красивый официальный сайт.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.