Советская анимация в жанре Sci-Fi

«Посредник» уже рассказывал о шедеврах советской научно-фантастической мультипликации, но поста, посвящённого, своего рода списку лучших, на мой взгляд, произведений, всё же не было.

Мы уже говорили о японской анимации в жанре Sci-Fi, американской, а теперь поговорил о нашем, о родном.

Советская культура была довольно противоречивым и разноплановым феноменом. Когда спрашивают, как я отношусь к советской эпохе, я уточняю, о каком времени именно идёт речь. Такой же нюанс относится и к советскому искусству. Несмотря на всю авторитарность режима, советское искусство поражало своими необычными творениями, особенно в области фантастического жанра. Будь то сборники, кино или мультипликация, каждый раз зритель или читатель мог увидеть настоящий шедевр. В советской культуре был один большой плюс, не было откровенной дешёвки и это очень важно, когда речь идёт о фантастике. Собственно говоря, в условиях отсутствия цензуры, режиссёры, музыканты, писатели сумели сделать не так много интересных вещей. В годы перестройки выходили новые сборники фантастики, в которых авторы в своих предисловиях восторгались новыми возможностями, новыми открытыми дорогами.

Саркастически по этому вопросу высказался С. Курёхин, лидер легендарной рок-группы «Популярная механика», заметив, в итоге, в искусстве шаблонности и формализма меньше не стало.

А что касается жанра фантастики, то здесь мы видим, либо психоделико-сюрреалистические сюжетные линии, если говорить о первых постсоветских годах, либо судорожные попытки скопировать известные зарубежные франшизы.

И на фоне таких «дешёвеньких» кинолент, таких как «Защитники» или «Дед Мороз», советские экранизации Силверберга, Брэдбери, Кинга выглядят вершиной творческого олимпа.

«Проверки инспектора Янина»

Кто не помнит «Вампиров Геоны», «Хозяев Геоны», «А.М.Б.А» Г. Тищенко. В каждой из историй об инспекторе Янине раскрывается проблема взаимоотношения с другим «разумом», будь то туземцы Геоны или кибернетический организм.

Музыка рок-группы «Джокер», завораживающие пейзажи, немного мистический сюжет подарили этим анимационным картинам яркое своеобразие. Жаль, что на этом всё и закончилось. Дилогия об инспекторе Янине стала реквиемом по отечественной фантастике.

«Полигон»

Ещё один образец фантастики с хорошим вкусом. Эта картина демонстрировалась на международных фестивалях и представляет собой образец остросоциальных пацифистских тем. В ней ярко отображена бессмысленность войны и равнодушие «больших звёзд», политиков к страданиям других. И,  кроме этого, главная мысль – жестокость только порождает жестокость, твоё же оружие, рано или поздно выстрелит в тебя же.

https://www.youtube.com/watch?v=Pq45_4kbAKw

«Контракт» и «Контакт»

Прекрасные экранизации рассказов Р. Силверберга. Тонко-философские, с прекрасным джазовым и инструментальным сопровождением, эти два мультфильма стали украшением советской анимационной научной фантастики.

«В чёрно-белых тонах»

Как экранизации «Будет ласковый дождь», «Перевал» мне никогда не нравились, но я должен признать оригинальность анимации и глубину сюжета. Это экранизации рассказа Брэдбери и одной из глав повести  К. Булычёва.

«Сражение»

Первая и единственная, да и, в принципе, одна из немногих анимационных экранизаций С. Кинга. В поздних советских сборниках фантастики можно было встретить С. Кинга, некоторые из его рассказов, так что советскому читателю, его имя было знакомо.

«Тайна третьей планеты»

Истории про девочку Алису больше всего экранизировались в кино, но была замечательная детская анимационная версия «Тайна третьей планеты». Это просто детская космическая сказка, но кем из советских, да и российских детей, она не была любима.

«Палеоконтакт»

В СССР были любимы темы телепатий, палеоконтакта. Воплотилось это и в истории о Фаэтоне. В одноимённой картине высказываются фантастические идеи о пребывании на Земле инопланетного разума, а так же наличия когда-то между Землёй и Марсой загадочной планеты, чья катастрофа, якобы запечатлена в греческих мифах.

Перечень далеко не полный. Было множество экранизаций Уэллса, Брэдбери, Жюль Верна, истории о космонавтах, роботах. Свои предложения и воспоминания пишите в комментариях.

so_kir_kin

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.