«Район №9» — наглядное пособие для Бондарчука

"Район №9" - наглядное пособие для Бондарчука

Когда-то давно, а именно в 2009 году на экраны вышел «Район №9» — один из лучших фантастических фильмов современности.

Режиссёр Нил Бломкамп удачно выбрал формат вставок псевдо документальной съёмки, грамотно выстроил сюжет по нарастающей и вложил в своё детище несколько подтекстов, включая политический, философский и даже бытовой. Действие «Района №9» развивается не на опостылевшем всем североамериканском континенте, а в Южной Африке, в родном для режиссёра Йобурге (Йоханнесбурге), про который он до этого снимал короткометражки. Кстати, городок тот ещё… Особенно после искоренения «проклятых колонизаторов», находящегося в настоящее время в завершающей стадии. Так что декорации «Района №9» должны быть неплохо знакомы Бломкампу.

Необычен и формат первого контакта, когда среди людей оказываются способные к межзвёздным перелетам и технически превосходящие их пришельцы, но при этом загнанные в резервацию, живущие среди мусора и грязи. Особым интеллектом большая часть инопланетных тварей не отличается, к самоорганизации они тоже толком не способны. Копаются в хламе и всё готовы отдать за… кошачий корм в баночках! Агрессивны в меру, хотя иногда оказывают эффективное сопротивление. И ещё они не знают, что такое право собственности. Этакие коммунисты в современном мире озверелого капитализма. Интересный образ пришельцев.

"Район №9" - наглядное пособие для Бондарчука

Ещё одной удачей стал выбор актёра на главную роль. Шарлто Копли своей игрой способен привлекать внимание даже к таким проходным картинам как «Элизиум» (рецензия здесь). Но всё же роль плохого парня ему не совсем к лицу. Для миллионов зрителей он прежде всего – Викус ван де Мерве, обычный мелкий чиновник международной организации, любящий жену, мечтающий о повышении, немного рассеянный и нескладный. Деятельность интернациональных бюрократов тоже здорово показана. Безразличие, осознание собственного превосходства и даже повергающая в ужас жестокость, когда звучат шутки при сжигании заживо чужих зародышей… Хотя справедливо отмечено, что размножаются пришельцы чересчур быстро.

А вот очутиться в шкуре того, кого побаивался,  презирал или просто не понимал – прекрасный жизненный опыт, способный перевернуть всё мировоззрение. Цена только слишком высока. Но внешняя оболочка почти не влияет на содержание. Наполовину «мутировавший» герой продолжает быть неуверенным в себе рохлей, несмотря на способность использовать продвинутые технические штуки.

Даже получив супер-оружие в виде инопланетного экзо-скелета, Викус не становится храбрее или решительнее. Да, он разносит врагов на части, но делает это по принципу «только отстаньте все от меня». Здесь видна чёткая разница между «офисным хомячком», обвешанным «гаджетами» (оружием в данном случае) и готовым убивать парнем, у которого в наличии только пистолет или даже нож. Да, Викус проявляет способность к самопожертвованию и демонстрирует некоторый героизм ближе к концу. Но всё равно его желания направлены в эскапизм. Сбежать от реальности! Верните всё, как было! Верните мой старый обыденный мирок! С бумажками, мониторчиками и бейджиком на веревочке… Что у него остаётся? Надежда. Хоть что-то…

"Район №9" - наглядное пособие для Бондарчука

Конечно, многое в фильме было показано очень однобоко и слишком притянуто к «гуманистическим» ценностям, которые не всегда соответствуют здравому смыслу. Но идея о пришельцах, которые не хотят интегрироваться в окружающую реальность, а превращают место своего обитания фактически в гетто безусловно заслуживает внимания. Другое дело, что в фильме основной причиной этого называется внешняя агрессия человечества к инопланетянам… Однако отнюдь не фантастический опыт современного мира зачастую говорит об обратном процессе. Да, есть очень поверхностные намёки на «инопланетную» преступность и банды, но главные злодеи всё равно – люди. Хоть бандиты, хоть военные… Опять самобичевание.

Вместе с тем я бы отметил, что Бломкамп тем и хорош в «Районе №9», что сделал кино, подводящее людей к рассуждению на злободневные темы. И совсем не обязательно, что лежащие на поверхности ответы являются правильными. Самое простое прочтение картины – это условное разделение на «коренных» и «понаехавших». Но если присмотреться внимательнее, то можно заметить смещение акцентов и ролей.

И кто знает, может быть гетто людей, некогда покорявших космос, обладающих продвинутыми технологиями, но лишенное лидера, превращенное в забитое стадо на помойке – это будущее цивилизации. За высоким забором. А на вышках – безжалостные ребята с обычными автоматами, пусть внешне совсем не похожие на жестокого вояку Кубуса из фильма.

"Район №9" - наглядное пособие для Бондарчука

П.С.

А теперь пару слов о названии статьи. Недавно я написал несколько строк о новом, к сожалению, российском фильме «Притяжение» (рецензия здесь). С ним вроде всё ясно. Хотя я слышал о нём и неплохие отзывы, например, от Дмитрия Быкова, которого даже при неоднозначном отношении сложно не уважать за его интеллект и знания. Даже если попытаться представить себе, что Фёдор Бондарчук попытался вложить в картину подтекст о противостоянии «своих» и «чужих», вероятности революционного взрыва общества или невозможности решать социальные проблемы «завинчиванием гаек», то всё равно получается мозаика из весьма унылых кусочков. Шаблонные персонажи, рваный сюжет и глубокий, как Марианская впадина (это ирония), вывод в концовке о том, что «есть кое-что важнее бессмертия»… Как хорошо, что в «Районе №9» этого нет. Вроде два фильма со схожим сюжетом, но какие разные.

А в конце пусть будет… последний бой Викуса ван де Мерве:

Закладка Постоянная ссылка.

3 комментария

  1. Так и не досмотрел до конца, но съемки сделаны шикарно, этот фильм. на самом деле стал образцом хорошей кинофантастики.

    Казалось, избитый сюжет, а как грамотно снят. И, впрямь, пособие для Бондарчука)))

    Интересно, сам Бондарчук понимает, что снимает ужасные фильмы? Или он стал как Михалков?

  2. Спасибо за отличную рецензию, молодца! Да и сам фильм по своему гениален. Эта картина очень достойное пополнение фантастической коллекции, в частности, лично моей.

  3. А я смотрел одним глазком лишь обрывок и то давно, через годик, после выхода фильма. Я не люблю такую стилистику.
    Может, когда-нибудь посмотрю внимательно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.