Мифы и наука в образах супергероев

В мировой киноиндустрии фигурируют герои, ведущие свою родословную из двух «параллельных» комиксных вселенных: DC-comics и мир Marvel. Существуют еще различные герои, но, как правило, вся киноиндустрия развлекательной фантастики изобилует образами супермена, бэтмэна, людей-икс, Халка или человека-паука.

Не хотелось бы принижать достоинство той или иной студии, но наиболее научными выглядят здесь фигуры Marvel, хоть и с оговоркой (возьмем того же Тора, уж явно далекого от образов научной фантастики). Но, эта научность, зачастую выглядит лишь ширмой, на деле же, мы все чаще видим древние архетипы и мифические образы.

Так что же мы видим на деле? Это фантастика или современные мифические творения? Давайте поразмыслим вместе.

Образы людей – икс, Халка или iron man более относят нас к «научности», в то время, как яркие образы DC больше напоминают мифических персонажей (хотя, по сути, образы комиксных героев, вообще часто напоминают некие мифологические метаморфозы, так как сочетают в себе те самые, знакомые каждому с детства истории о людях-животных, великанах, существах из камня или железа, богах, управляющих той или иной стихией), в одной из полнометражных анимационных картин это озвучивается Чудо-женщиной, проводящей параллель с богами, обращаясь к каждой команде Лиги Справедливости.

Наверное, именно такая параллель с полубогами, богами и героями нас и привлекает в образах супергероев. С одной стороны, это метаморфоза древних мифов, но, с другой, это – эволюция тех же мифов. Чтобы понять и проникнуться историями Геракла, Одина, Муромца, мы адаптируем их характер и проблемы к современной действительности, либо создаем некое подобие древних персонажей.

Например, история Халка, это некая эволюция историй об оборотнях, ну а если капнуть глубже, то это яркий и героический пересказ страшной и противоречивой истории о мистере Хайде и докторе Джекиле. Только Стивенсон не вкладывал даже и малой доли героизма в эту историю, он, в большей степени, был разоблачителем викторианских нравов и ханжества.

Более коммерческая среда индустриальной эпохи требует более понятного и менее философского образа, плюс к идеям двойственности в натуре человека, прибавляется извечное желание побыть «плохим парнем», сорвать ширму морали и перестать отвечать чьим-то ожиданием. И вот, словно слыша все эти потаенные призывы души, на арену предстает образ Халка.

Плюс к пониманию потаённых желаний, прибавляется грамотный PR и вот, казалось бы, образ уже ставший историей, получает второе дыхание.
Халк – неудержимая, необузданная страсть, звериное начало, шанс перестать бояться. Архетипы и полумифический образ вмещается в рамки научной фантастики, находя оправдание своего существования и своего генезиса в биологии.

Образ этого чудовища, подобного смеси Геракла и Сунь Укуна, менялся неоднократно, от его цвета, до наличия еще одного Халка внутри измученного учёного. Затем прибавлялся еще и женский персонаж, в некоторых версиях, учёный все же нашел способ управлять чудовищем, живущим внутри него, с помощью йоги.

Железный человек относит нас, на первый взгляд, к совершенно чужеродному образу Гайвера. Это древняя мечта о неких волшебных доспехах, о чудо-плаще, чудо-одежде, которыми изобилуют многие мифы и сказания.
Но, если Гайвер, так и остался сугубо «анимэшным» героем, в котором воплотились какие-то механико-биологические черты (словно это незаконнорожденное дитя Чужого и Хищника), то Железный человек, стал полностью «научным» персонажем. Более того, это некий строптивец, человек, умеющий иронизировать, сочетающий в себе самонадеянность и самоиронию.

Другим «мифическим» персонажем является Человек-паук. Это странный персонаж, сочетающий в себе, для многих, неприятное существо и, образ смешливого, порой инфантильного парня. Успех его обусловлен не только необычным синтезом образов человека и паука, но и неким слиянием этого всего с подобием ниндзя. Об этом свидетельствует и его костюм, и акробатические этюды (которыми изобилуют еще несколько персонажей, о которых мы поговорим позже), и ловяще-путающее противника оружие.
Этот персонаж некий Тиль Уленшпигель и ниндзя, одновременно. Он саркастичен и, в отличие от персонажей DC, лишен пафоса.

На мой взгляд, наиболее удачными персонажами, образы которых использовались в кино, стали X-men. Казалось бы, это почти те же полубоги и атланты, которыми так изобилует мир DC, но, вместе с тем, что-то жизненное, что-то близкое есть в вышеуказанных персонажах. Это, практически, команда волшебных существ, которые объединяются вокруг некоего героя или наставника. В отличие от самостоятельных персонажей, люди-мутанты позволяют нам, как бы выбрать для себя любимого персонажа и опять…
Снова на арену предстают образ, совершенно не идеального, более, в начале, даже не главного героя – Росомахи. Немногие знают, что этот персонаж и вовсе отсутствовал в первых комиксах о людях-икс.
Казалось бы, он не идеален, он не контролируем, он не очень умен, но именно Росомаха начал притягивает к себе взоры поклонников фантастики. Почему? Именно в его полузвериной сущности.
Снова здесь выходит на первый план то желание стать яростным, неконтролируемым, сбросить нормы и стереотипы, почувствовать свободу и одиночество. Одиночество, которое ни к чему не обязывает, одиночество, в котором ты лишен привязанности и у тебя не скованны руки.

Этот герой не помнит прошлого, не любит разговаривать по душам, не любит долго оставаться на одном месте. И, хотя, его характер, медленно меняется, по мере того, как он работает в команде «X». Это все тоже воплощение независимости, шанса все бросить и начать все заново.

Но больше всего полубогов и атлантов мне напоминают члены Лиги Справедливости. Это и супермен, и Чудо-женщина, и Зеленый фонарь, и Аква-мен, и Бэтмен (хотя, благодаря современной трилогии Кристофера Нолана, а также малоизвестным анимационным картинам, этот персонаж стал наиболее близким к реальным «земным» проблемам, нежели его «коллеги по цеху»).
Когда смотришь на способности Зеленого фонаря или непобедимость Супермена, честно говоря устаешь. В этом плане, герои Marvel выигрывают уже тем, что выглядят как-то более уязвимыми. Да и используют они, пусть столь же фантастическое оружие, однако, более понятное для зрителя, нежели волшебное кольцо Зеленого фонаря.

Да и проблемы, с которыми сталкивается Супермен, Чудо-женщина или Флэш настолько глобальны и, можно сказать, по-вселенски велики, что перестаешь им сопереживать.

В одной из анимационных картин Джей Олива, образ бэтмэна становится неким антиподом образу супермена.
Первый герой знаменитых комиксов выступает главным критиком «выслужливости» супермена перед властями США. В первую очередь, это — критика всей политики, критика того, что идеологические и имперские амбиции ставят на второй план социальный и криминальный коллапс в Готеме.
В итоге, бэтмену удается одолеть своего недавнего товарища, но, в порыве борьбы, у него случается сердечный приступ, о чем пытается его предупредить супермен, понимающий, что выполняя заказ властей (бэтмена нужно устранить, так как он порождает волну протестов и слишком большое внимание общественности приковывается к проблемам Готема, в тот момент, как власти заняты борьбой с Советами), предает своего друга.
Нужно отметить, что для DC подобный сюжет большой прорыв и даже дерзость (хотя сам сюжет не был придуман разработчиками комиксов, а является экранизацией книги).
И здесь тоже проявляется некая мифологичность уже даже в том, что бэтмен предстает неким воплощением Прометея, бросившего вызов богам, но вместо огня, герой пытается привнести в жизнь людей покой и справедливость, тем самым, ставя под сомнение ценность божественного Олимпа.

Вообще, герои, которые оказываются некой мишенью не только для злодеев, но и для официальных властей, вызывают большее уважение. Супермен, Капитан Америка, слишком театральны и официальны, слишком правильны и слащавы. Другое дело бэтмен – странная смесь зла и добра, человек-паук – само воплощение архетипа трикстера.

Комиксы, конечно же, являются некой упразднённой и инфантильной формой восприятия действительности, но, вместе с тем, это часть мировой культуры, тем более, что каждый из нас, любя персонажей мультфильмов и фильмов, хочет внести в их деяния больший смысл, чем простая борьба с суперзлодеями. Это просматривается даже в изменении костюмов многих персонажей, утративших свою театральность и яркость (яркий пример Люди-Икс).
Но мифы и мифологичность никуда не ушли, оставив некую тоску по богам Олимпа, которая воплощается в образах супергероев.
Порой перестаешь понимать, научная ли это фантастика или же это просто древняя былина.

so_kir_kin

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *