Марс — возвращение красной планеты

Наверное, никакая другая планета нашей Солнечной системы не притягивает взор фантастов, учёных, режиссёров, как делает это Марс. С ним, разве что, могут посоперничать Венера и наш родной спутник – Луна. Однако, именно Марс стал по праву родиной научного и писательского вдохновения.

Около 4 миллиардов лет назад наш красный собрат утерял магнитное поле, что, по мнению некоторых ученых, и повлияло на гибель некогда живой планеты. Солнечные лучи безжалостно испепеляли поверхность красной планеты, пока Марс не превратился в безжизненный мир.

Если на Марсе и была жизнь, то солнечная радиация безжалостно уничтожила её, а гибель атмосферы повлияла на исчезновение воды.

Почему мы считает Марс своим собратом? Из-за некоторой схожести в строении планеты с Землей, но не только из-за этого. Земля, увы, не застрахована от того, чтобы не повторить участь Марса.

Спешить драматизировать не стоит, но нужно и учитывать, что магнитное поле Земли слабеет, и за последние 300 лет его напряжённость уменьшилась.

Но вернёмся к Марсу, вернее к тому, как изображали эту планету в фантастических литературных произведениях и фантастических фильмах.

Многие философы и писатели и в древности пытались понять, как будут выглядеть люди на звёздах. Однако эти представления были скудны и слишком ненаучны, чтобы воспринимать их всерьёз. Более актуальные темы присутствия людей на других планетах были подняты писателями, начиная с века 19-го, когда начинается зарождение такого жанра, как научная фантастика. Вспомним хотя бы легендарный роман Г. Уэллса – «Война миров». Правда, события, описанные в романе, происходят, далеко не на Марсе, а на Земле, но роман британского классика стал первым прообразом нашествия инопланетных захватчиков, позднее эксплуатированный всевозможными киношными сюжетами. Сама фраза «нашествие марсиан» стала харизматичной и, наверное, ни одна другая планета не стала столь же грозной для бедных землян, как Марс.

Браться Стругацкие написали сатирическое продолжение темы марсианского террора, описанного Уэллсом, назвав своё произведение – «Второе нашествие марсиан». Но, наверное, не было, да и нет, на данный  момент, второго такого автора, который половину своего творчества не посвятил бы Марсу, кроме как Р. Брэдбери.

Его «Марсианские хроники» не планировались на роль, не то чтобы основополагающего романа в творчестве писателя, но и, вообще, как цельного романа. Это был сборник разобщенных рассказов, объединяла которые лишь одна тема – Марс. При том, писатель не преследовал цель изобразить Марс научно. Для него красная планета стала некой сценой или ареной, на которой случаются, поистине, события мирового и экзистенциального масштаба. Но есть рассказ, который вырывается из общей колеи марсианских хроник, хотя всё начинается в нём именно с Марса. Это рассказ «Бетономешалка», явно написанный под влиянием коммунистических идей, он стал яркой сатирой, изображавшей жизнь среднестатистического американского жителя.

Могучие марсиане собираются напасть на Землю. Они просматривают фильмы, в которых отважные герои Земли отбивают нападение с красной планеты. Марсианам кажется, что все земляне являются такими крепкими и волевыми парнями, считая, что именно такие герои стали причиной прежних неудачных попыток захватить Землю. Но, как только их ракеты касаются поверхности голубой планеты, взоры марсиан падают на плакаты и транспаранты, на которых написаны слова приветствия.

Один из марсиан не перестает удивляться, ломая голову, где же те самые залихватские земные герои, которыми так изобилуют журналы и фильмы Земли. Но не находит ответа, более того, он начинает понимать, в чём была сила землян. Марсиане, постепенно, теряя боевой запал, попадают в общую западню праздности.

Скрывается только один марсианин, отказываясь от всяческих благ, стараясь сохранить свой спартанский запал. Бродя по городу, он укоряет себя за легкомыслие, за веру в земные героические образы, твердя, что кроме мышц челюсти, жующие жвачки, больше никакие другие мышцы у землян не развиты. В итоге к нему обращается одна из проституток, предлагая своё общество, но марсианин возмущённо пытается ей доказать, что образ жизни землян не приведёт ни к чему хорошему. На что получает легкомысленный ответ девицы: «Ты рассуждаешь, как коммунист».

Последнее, что успевает увидеть марсианский воин перед тем, как погибнуть – толпу подростков, изрядно опьяневших, несущихся в автомобиле прямо на него. В короткий миг марсианин успевает подумать, что этот мир, словно большая бетономешалка…

В большинстве случаев для многих авторов Марс становится некой площадкой, дабы показать вполне земные проблемы, земные пороки или земные ценности. В этом плане наиболее известными в области героических сюжетов, место действие которых происходят на Марсе, являются романы Э. Берроуза, такие как «Боги Марса», «Владыка Марса», «Мечи Марса», позднее собственная переработка этих романов другим фантастом М. Муркоком: «Город зверя».

На некоторое время тема Марса уходит из разряда социальной и, можно сказать, научной фантастики, заменяясь на темы героические, либо сугубо разработанные для поп-культуры. На смену «серьёзным» сюжетам, в которых люди отражают атаки марсиан, пришли сатирические пересказы этих тем, такие как «Санта Клаус завоёвывает Марс», «Эббот и Кастелло летят на Марс» и многие другие.

Параллельно с «попсовыми» сюжетами, связанными с захватчиками-марсианами, в советской киноиндустрии развивается другая сторона фантастического жанра: социальная, ранее – героическая. Можно сравнить их с такими сюжетами, как «Вспомнить всё» — Ф. Дика, но с более оптимистичными концовками, хотя и не всегда… «Тринадцатый апостол» — фильм, состоящий из нескольких повествований, снятых по сюжетам рассказов Брэдбери, включённых в «Марсианские хроники».

Фильм сюрреалистичен и постмодернистичен. Он затруднён для понимания, если вы не читали произведения Брэдбери. Другой известный фильм по «брэдберианским» мотивам – «Четвёртая планета».

После распада СССР, отечественная киноиндустрия перестала выпускать качественную фантастику и большой популярностью начали пользоваться зарубежные киноновинки. Некоторое время Марс был забыт, ровно, как и сама идея социально-психологической и научной фантастики в кино (за редким исключением). Вернее, темы эти поднимались и поднимаются, но с яркой окраской «экш-красок» в сюжете.

Ещё до «Марсианина» некоторые фильмы о Марсе претендовали на научность, в том числе такие ленты, как «Красная планета» и «Миссия на Марс». Если сравнивать эти ленты с такими, типично, блокбастерскими кинолентами, как «Джон Картер» или «Призраки Марса», ну и подобными им фильмами, то, конечно, в своей «научности», они выигрывают. Однако стоит заметить, что и «Марсианин» имеет немало огрехов и ляпов, хотя в плане точности, он обогнал многие из указанных выше лент.

Увы, но многие фильмы о Марсе, с большим успехом, начали эксплуатировать темы призраков, инопланетян, походя, больше на аттракцион в развлекательном парке, чем на жанр Sci-Fi. При этом эстетика Марса с его бурыми оттенками и стереотипом «воинствующей» планеты, активно эксплуатировался как писателями, так и режиссёрами. Но, если писатель мог развернуть повествование куда дальше, нежели Марс и, вообще, солнечная система, то создатели фильмов ограничиваются проверенными, можно сказать избитыми образами красного соседа.

Казалось бы, «Миссия на Марс» и «Красная планета», в этом плане выигрывают у марсианских историй в стиле «хоррор», однако и здесь, чтобы привлечь внимание зрителей, авторы фильмов поспешили превратить сюжет в некий умеренный экшн-проект.

В частности, «Красная планета», изобилует пафосными американскими лозунгами, особенно в самом начале фильма, когда не молодой (!) космонавт, рассказывает своему коллеге, что все его космические странствия, это попытка найти бога и, что человечество утеряло всё, за что оно боролось: конституцию, свободу и… того самого бога, которого он ищет.

Что-то в этом всём попахивает типично патриархально-протестантской идеологией, которая активно эксплуатируется американскими политиками. К этому присовокупляется молодцеватый, не обременённый интеллектом вид главных героев, этаких ковбоев, идущих в космический корабль, жуя жвачку, игнорируя правила полетов.

Фильм просто изобилует этакой простодушностью, которую любят показывать американцы, когда речь заходит о геройских картинах. Ну, и женщина – командир корабля, употребляющая «самогон» с членами своей экспедиции…

Не знаю, может это ханжество, но претензия на «научность» была для этого фильма сильно завышена, так как патриотичные американцы, распивающие в космосе алкоголь, это уже слишком. Но нельзя не признать, что сам сюжет довольно захватывающий, а начало сильно выигрывает у «Миссии на Марс», хотя второй фильм более строго выдержан в рамках Sci-Fi, но, опять же с претенциозностью на триллер, с привычными и надоевшими образами и сценами.

Но все эти недостатки меркнут, когда начинаешь сталкиваться с фильмами о Марсе, которые больше тянут на сказочные повести, рассказывающие о великих героях, страшных привидениях и лесной нечисти.

Создатели лент, в стиле «Doom», в принципе, обошли стороной какой-либо строгий научный сюжет, да и вообще сюжет, как таковой, впрочем, экранизации компьютерных игр всегда страдали низким качеством сюжетной линии.

Хотя, не совсем научным является и «Вспомнить всё 2070», хотя эта экранизация бессмертного произведения Ф. Дика несёт в себе социальные идеи и научность именно в социологическом и психологическом плане.

И здесь сложно сказать, является «научность» именно в плане соответствия физики и астрономии, залогом успеха.

В целом, на мой взгляд, провести одну линию, по сторонам которой можно было бы расставить научные и не научные творения современного кинематографа, довольно тяжело, хотя общая тенденция, до выхода «Марсианин» шла к более «сказочному» сюжету о Марсе.

На сегодняшний момент наиболее научным является, как раз, та самая недавняя экранизация романа В. Энди «Марсианин», о которой выше уже упоминалось. Конечно же, сюжет имеет некоторые недостатки, но, в целом, произведение и фильм стоят внимания зрителей.

Хотя, на мой скромный взгляд, книга написана слишком простенько, а главный герой изображен слишком бравым и инфантильным. Фильм же имеет некоторый уклон в «аля-армагеддонский»  героический финал.

Вместе с тем, многие критики сходятся во мнении, что премьера фильма «Марсианин» стала неким ренессансом научной фантастики в популярной культуре.

Вполне возможно, что критики правы и, уставший от полусказочных сюжетов в кино, обыватель, с наслаждением и жадностью будет всматриваться в фильмы, вроде нашумевшего «Марсианина».

so_kir_kin

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.