Клише в фантастике: от «зелёных человечков» до пришельцев с планеты уток

Two «aliens» pose for a photograph in front of Imagine That Scrapbooks on Main Street in downtown Roswell, N.M., Friday, July 6, 2007, during the UFO Festival. New Traditions Photography offered a chance for festival goers to have their photos taken with the aliens. (AP Photo/Roswell Daily Record Mark Wilson)

«Зелёные человечки», «гуманоиды», «пришельцы». Мы их называем по-разному, ждём их «прихода с небес», либо утверждаем, что уже имели с ними контакт. А говорим мы об инопланетянах, об одном из самых распространённых клише в мире фантастики, наряду с машиной времени, лазерами, телепортацией, гиперпространством.

Откуда именно пошёл образ инопланетян, как «зелёных человечков», сказать сложно. В своём исследовании знаменитые иллюзионисты Пенн и Тейлор опрашивали «участников» контакта с пришельцами, изучали старые записи и нашли общую закономерность в биографии «очевидцев». Конечно же, не у всех, но у наиболее известных «жертв» похищений присутствовали факты насилия над ними, как правило, в детстве, в частности, насилия сексуального. Немаловажно и то, что многие свидетельства «похищений» и «опытов» так же имели сексуальную подоплёку.

Так с чего же началась всемирно известная история о нелепых «зелёных человечках» из космоса?

Известным стало скандальное интервью Джесси Марсела, который рассказал о, якобы, увиденных им обломках. Как всегда, всему виной стала, жаждущая сенсации пресса. Она быстро представила в ярком свете рассказ Марсела, с учётом того, что это была эпоха бурного развития космонавтики, надежды на встречу с инопланетным разумом.

Обломки были на самом деле, правда они не имели никакого отношения к инопланетному кораблю, а чем больше местные власти отрицали их инопланетное происхождение, тем больше подогревался интерес уфологов к этому месту.

К этому скандальному интервью прибавились и сомнительные байки Уильяма Брейзера о том, как в 47, якобы, были найдены остатки космического корабля.

Но если в 47 это не вызвало такой шумихи, то 70-е, с их уже развитыми масс-медиа и фантастикой, стали настоящей колыбелью для развития стереотипного образа пришельцев.

Напомним, что идею внепланетных происхождений и контактов с пришельцами поддерживают ряд полурелигиозных сект, чьи адепты отличаются особенным фанатизмом в этом вопросе. Конечно же, интересовались и даже поддерживали такие идеи и более серьёзные круги, например многие писатели-фантасты, некоторые учёные, это придавало истории о «зелёно-серых человечках» большей весомости.

Тем не менее, так называемый «розуэлльский инцидент» стал колыбелью для самого популярного фантастического клише о разбитой «летающей тарелке» и «зелёных человечков» из неё.

К сожалению, всё было намного прозаичнее. Разбился один из метеозондов с манекенами для тестирования новых парашютов. Но уфологи не соглашаются с официальной версией.

Дабы не быть односторонним во взглядах на подобные ситуации, я решил посетить сайты, посвящённые уфологии и фантастике. Самым распространённым снимком стало изображение вскрытия инопланетянина в Розуэлле.

Музыкальный продюсер Рэй Сантилли обнародовал эту плёнку, получив всемирную известность. Но в 2004 году он признался, что это была простая подделка. Однако созданный им образ уже прочно укоренился в фантастике и, когда мы начинаем говорить об инопланетянах, то сразу представляем себе большеголовых худосочных существ с большими глазами.

Впервые в истории о внеземных формах жизни заговорил Джордано Бруно, свои варианты внеземных культур предлагали Сиро де Бержерак, Вольтер.

Наибольший вклад в стереотипизацию образа гуманоидов внесли фильмы Спилберга и, конечно же, сериал «Секретные материалы».

Каковы в реальности инопланетные формы жизни, я надеюсь, нам ещё предстоит узнать, а пока мы довольствуемся формами, созданными СМИ и активно эксплуатируемые коммерческой фантастикой.

А теперь конкретно о тех или иных клише…

У меня складывается впечатление от изображения инопланетян, что я просматриваю средневековые фрески, на которых жители других земель представлены то в виде людей без головы, у которых рот и глаза располагаются на туловище, то людей с головами собак, то многоруких, то многоногих.

Похоже, что в своём представлении об ином разуме с других планет, мы не ушли дальше средневековья.

Да и сами «зелёные человечки» один из таких вот примитивных отголосков.

В советской фантастике было модно везде «лепить» марксистские идеи в их очень примитивном изложении. Поэтому многие авторы активно эксплуатировали идею о том, что инопланетный разум должен быть таким же, как и земной, так как только рука с пальцами может произвести орудие труда. Думаю, сам Маркс и Энгельс, вряд ли задумывались над вопросом генезиса и морфологии инопланетных существ.

С другой стороны были смелые попытки изобразить инопланетян как-то необычно, хотя, в целом, советские авторы оригинальностью в этом вопросе не отличались, будем откровенны.

Зарубежная фантастика не ушла далеко, если не брать отдельных авторов, вроде С. Лема, Уэллса, но о них позже.

Если советская анимация любила сочетать инопланетян разного вида, то западная киноиндустрия, если не брать Лукаса, брала за основу определённую эстетику и использовала для всех персонажей. Например, в фильме «Чужой», это биомеханические рептилойды, в «Люди в чёрном» — насекомообразные, либо маллюскоподобные существа, с вечными выделениями какой-то слизи, создатели «Стражей галактики», вообще, не стали заморачиваться и просто перекрасили людей в разные цвета, вот вам и готовые инопланетяне.

Чаще всего пришельцев изображают (если отбросить пресловутых гуманоидов, прообразом которых, на мой взгляд, как и многих суперзлодеев, стал предводитель у лунных жителей в романе Г. Уэллса «Первые люди на Луне», у него была огромная гипертрофированная голова, в сравнении с остальным телом, а мозг от активной работы жутко нагревался, так что его искусственно охлаждали синеватой жидкостью, если мне не изменяет память) либо в виде насекомообразных существ, либо человекоподобных. С первыми все понятно, мир насекомых очень разнообразен, уникален и для многих неприятен. Человекоподобные же существа появляются всё из тех же древних идей о гномах, эльфах. По сути, что мы видим в том же «Стартреке» — эльфоподобных пришельцев. Во многих других фильмах и книгах, это люди с острыми ушами, с непривычным цветом кожи, но люди. Вспомните Франсиса Карсака с его «Пришельцами ниоткуда». Понятно, что это путешествие не на другие планеты, а в детскую мечту, в сказку, где живут прекрасные эльфийки, одна из которых становится женой землянина. Что их отличало? Менее красная кровь, хрупкое телосложение и отсутствие пятого пальца. Чем не жители прекрасной волшебной страны?

Со временем в фантастике укоренилось другое клише. Планеты, в которых жизнь развивается как на Земле, только с некоторым отставанием. Первым, кто протаптывал тропы в этом направлении, был И. Ефремов, но в его исполнении это смотрелось остро и злободневно. Переняли идею у него Стругацкие, создав «Трудно быть богом». Параллельно появляются сотни подобных сюжетов, только в западной фантастике они обретают фэнтезийный оттенок. Например, мы видим магов и колдунов на других планетах, битвы на мечах, демоноподобных существ, сочетающих в себе черты людей и каких-либо животных, как например, в «Охотниках Красной Луны», в «Тяжёлом металле» или в «Богах Марса».

Ещё один стереотип – технология, схожая с земной и, схожие с человеческими, способы коммуникации. Как говорил Лем, для нас космос видится такой же Землей. Возьмём тех же пришельцев, все они летают на кораблях, где управление и двигатели, немногих отличаются от земных, они так же общаются, едят и прочее.

Новый взгляд на проблему внешности пришельцев появился с приходом в литературу Лема, который изобразил мыслящую субстанцию, мыслящий океан. Правда, и это стало новым клише —  пришельцы «научились» контролировать мысли людей. Хотя нет, это было и до Лема. По сути, пришельцы в сознании обывателя, это ничто иное, как «победители» ток-шоу «Битвы экстрасенсов». Они обладают телепатией, могут телепортироваться, левитировать и они, непременно, должны захватить Землю. Началась эпопея захвата нашей планеты с «Войны миров» Уэллса. Тогда это выглядело столь остро и реалистично, что у Орсона Уэллса (кстати, уже будучи при смерти, он озвучивал Юникрона в «Трансформерах» 1986 года) получилось посеять панику в радиоэфире, когда в выпуск вышел радиоспектакль о нападении марсиан.

На сегодняшний день, подобными вещами никого не удивить, как и новыми образами пришельцев, поэтому авторы выбрали другую стезю – юмор. Когда все образы инопланетных существ были использованы по несколько раз в кино и в литературе, авторы и режиссёры начали откровенно «стебаться» над зрителями. Появляются пришельцы утки, пришельцы в форме пяток, пришельцы в форме енотов и деревьев. С одной стороны, почему бы и нет? В остроухих и синекожих инопланетянах серьёзности не больше, чем в пришельце-утке.

Как заключение, можно было бы порекомендовать авторам не бояться выглядеть банальными, но и не терять желания удивлять.

so_kir_kin

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *