Фантастика в музыке

Фантастика и музыка, фантастика и рок-музыка. Вещи не соотносимые? В целом, да, но, почему бы не поискать точки соприкосновения?

Речь не пойдёт о бесконечных фэнтэзийных образах, сполна наполняющих темы групп, играющих в стиле Power-metal или мистико-готических образах у Therion или в Black и Doom. Нет. Речь пойдёт о научно- и социально-фантастических темах в песнях некоторых рок-групп, таких, как «Ария», «Iron Maiden», «Союз». Также давайте вспомним те легендарные «космические» композиции, которыми изобиловало творчество Жан Мишель Жара, «Space», «Zodiac» и многих других.

Образы антиутопий и политической гегемонии были издавна популярны в музыке классиков «хард-рока» и «хеви». Первые альбомы легендарной «Арии» пестрили антивоенными и постапокалиптическими образами, страхом перед угрозой ядерной войны и жизни в постатомную эпоху. Кроме этого, «Мёртвая зона» — мелодичная баллада в стиле «британского хеви» повествует об искусственности в жизни человека, о некоем механизированном мире, чудесном мире, мире садов и птиц, поющих на ветвях. Но… этот мир мёрт, в и всё живое в нём чуждо, а если и ты не хочешь стать просто механизмом, тогда нужно бежать прочь из этого мира.

Альбом «Мания величия» воплотил излюбленные образы свободолюбия и страшного рока войны, войны всепоражающей, атомной войны, в которой побеждённых и победителей быть не может по определению.

К сожалению, более позднее творчество группы «Ария» перешло в разряд избитых образов зомби, вампиров, а то и вовсе неких новых рас, воюющих с пришельцами. Всё это больше подходит для «металлической» молодёжи, выигрывает в массовых продажах альбомов, но совершенно блекнет перед «золотыми», для коллектива, восьмидесятыми.

Шедевральные анимационные работы Г.И. Тищенко «Вампиры Геоны», «А.М.Б.А» сопровождались прекрасными космическими нотками, ныне, малоизвестной рок-группы «Джокер» и композитора С. Сон. Их композиция «Магия» стала ведущей музыкальной темой для культовых историй об инспекторе Янине.

Советская «металлическая» группа «Союз» была образцом качества музыки и исполнения песен, но, к сожалению, вырвавшись на подмостки сцен, ей не суждено было обрести такую популярность, как та же «Ария» или «Парк Горького», так как времена «поклонения» року начали проходить. Теперь мало кто вспомнить интереснейшую композицию группы «Союз», под названием «Сталкер».

Песня прекрасно отразила тот составляющий дух образа одинокого охотника за небывалыми артефактами и, хотя в песне не говорится о тематике фильма напрямую, всё же сама атмосфера темы Стругацких и Тарковского, передана замечательно.

«Iron Maiden» отразила в текстах своих песен антиутопичные образы разделённого мира, необходимость внутренней свободы. Хотя сами тексты песен больше носят экзистенциально-социальный подтекст, клипы и оформление альбомов легендарной британской группы часто перекликаются с фантастическими образами, например композиция «Different world».

Наибольшее влияние научных открытий в области космоса и сама тема космонавтики и робототехники оказали на творчество первых «электронных» ансамблей и таких композиторов, как Дидье Маруа (Space), Жан Мищель Жара, отечественного ансамбля «Зодиак», таких коллективов, как «Alan Parsons project», «Digital emoti on».

Музыка таких титанов рок-музыки, как «Vince Dicola», «White Lion» сопровождали полнометражную анимационную картину о роботах-трансформерах 1986 года, а также «Babylon A.D.», чья музыка звучала в фильме «RoboCop».

Нотки «робототехники» звучали как и в танцевальных композициях, так и в темах некоторых песен. Космические темы прекрасно влились в творчество «Space», Жан Мишель Жара и «Alan Parsons project». Музыка из альбома «Space Opera», а также темы «Oxygen» Жан Мишель Жара использовалась при съёмках фантастических фильмов, а также при радиоэкранизациях произведений Р. Брэдбери и С. Лема.

Музыка советской группы «Зодиак» использовалась и при съёмках фантастических фильмов, и в съёмках военных фильмов, а творчество другой известной «электронной» советской группы «Бумеранг» сопровождало музыкальную тему фильма «Сибириада».

Музыка всех этих групп или коллективах либо напрямую отводит нас к жанру Sci-Fi, либо, прослушивая её, ты понимаешь, что научно-фантастические образы оказали на тот или иной коллектив небывалое влияние. Собственно и сам термин «heavy metal» исходит из сюжета одного научно-фантастического сюжета о нашествии инопланетян на Землю.

so_kir_kin

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.