Фантастика — детище западного мира?

Будущее кинофантастики за киберпанком и конкретно за экранизацией «классических» анимэ картин.

Вы считаете, что это не так? Тогда посмотрите, с каким успехом прошли показы «Призрака в доспехах». Теперь готовится выход «Алиты», экранизируются «Тетрадь смерти», «Стальной алхимик».

Но с чего всё началось?

Когда-то в мир японской массовой культуры ворвались американские комиксы, на основе которых японцы начали создавать свои, вскоре переросшие в целый необъятный мир. Теперь же образы анимэ готовятся покорить западную киноиндустрию.

Вы спросите, почему японское анимэ? Почему, например, не советская фантастика, ведь в ней тоже были яркие образы?

Я понимаю, поклонникам фантастики ушедшей советской эпохи будет тяжело принять, что советско-российская фантастика так и не нашла своё место в мировом Sci-Fi и это прискорбно, так как у нас были интересные идеи и образы, достойные экранизацией на уровне Голливуда.

Но вся проблема, что кроме Стругацких, Толстого, Беляева и Ефремова никто не затрагивал «острых» тем. Советская фантастика была «ручной», а до революции, как жанра её вовсе не существовало. Как говорилось в предыдущей публикации, в нашем обществе проблемы с образом будущего. Его у нас, попросту нет, поэтому нет качественной фантастики. Есть у японцев, пусть мрачноватый, но есть, есть у англо-американских авторов, есть у французов, даже у чехов (кстати, чешская фантастика, на голову выше российской).

Мне кажется, этому есть несколько культурных предпосылок:

  • Всё же, с Европы начинается научный прогресс и индустриальная революция. Без влияния западной культуры никакого «хайтека» Тайваня, Кореи и Японии ждать бы не пришлось. Признаем это, мир прогрессирует благодаря расширению влияния западной культуры.
  • Западная культура родилась из античности, а античность – прогрессивный век, греки и римляне заложили основу всему, чем мы сейчас пользуемся, начиная от юриспруденции, заканчивая естественными науками.

Некоторые меня начнут критиковать за чрезмерный «европоцентризм», но я понимаю их негодование, ведь и на культуру эллинизма оказали влияние и финикийцы (в частности, на алфавит), и египтяне (подарившие миру геометрию), и персы, и даже индусы, но вышеуказанные культуры стали лишь фрагментами, которые были сложены и критически переосмыслены греками. Едва ли кто сейчас может смело указать на наследие шумеров, египтян или ассирийцев на нашу культуру (хотя оно, несомненно, было), а вот эллинизм присутствует в каждом мгновении нашей жизни.

Кто разделил науки, дав им названия? Аристотель. Логика, метафизика, физика, поэтика — все они его рук дела.

Отцами – основателями жанра Sci-Fi были французы, англичане и американцы. Англичане и американцы, наверное, лучшие фантасты в мире, ну и немного французы с немцами. Вспомните, какие темы поднимались у Свифта в его «Гулливере», вспомните «Микромегаса» Вольтера, Сирано де Бержерака, Бэкона. Уже в те столетия европейские авторы и мыслители прибегали к образам фантастики. Традиция sci-fi в запандоевропейской культуре давняя и богатая. Увы, мы тогда ещё готовились выйти на мировую политическую и культурную арену.

Можете закидать меня тухлыми помидорами, но вся фантастика зиждется на их творчестве. Фантасты остальных стран зачастую переигрывали уже созданные Уэллсом, Верном, Шекли, Азимовым и др. образы.

В школе я перерыл все полки в библиотеке в поисках фантастики. Я тогда наслаждался Уэллсом и Беляевым. Необычным для меня показался Кит Рид с его «Автоматическим тигром», но вот Карсак (чьих книг было предостаточно) или советские авторы, включая Стругацких, казались мне слишком наивными и простыми.

Несомненно, есть таланты в этой области и из других стран (я читал неплохих современных авторов и даже из стран азиатского региона), но все они выросли на творчестве англичан и американцев. К тому же, если мы начнём перечислять английских или американских авторов, то сделаем это практически сразу, а вот русских, итальянцев, скандинавов, японцев… Нам придётся напрячь память.

Так что, несмотря на обилия анимэшных образов в массовой фантастике, вся традиция научной фантастики лежит в западной культуре с её достоинствами и недостатками.

so_kir_kin

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.