Фантастика будущего или будущее фантастики

В наши дни фантастика приобрела огромную популярность. И дело даже не в том, что ранее она была мало кому нужна. Нет, фантастикой увлекалось и увлекается до сих пор очень много народу.

И в то же время находится всё больше любителей фантастики и авторов, творящих в этом жанре, кому эволюция фантастики не нравится.

Мы тоже писали об этом и брали интервью на эту тему у авторитетных людей. Вы можете их почитать:

И кажется, популярность фантастики растёт, но всё больше раздаётся критики на тему снижения её качества. И с одной стороны можно с этим легко согласиться. Чего только стоят комиксы, их киноадаптации, а также целая масса сказочных произведений (зачастую низкосортного), ныне модно именуемого фэнтези.

Ведь раньше фантастика была не просто развлекательным жанром, она была на острие копья технологического и в какой-то мере общественного развития. Фантастика побуждала мечтать, воспитывала, вселяла веру в светлое будущее. Она была основана на серьёзных научных размышлениях. И не удивительно, ведь фантастические произведения писали люди, приближённые к науке.

Сейчас же качество фантастики изменилось. В кино мы видим такое, что не только нельзя хотя бы отчасти объяснить научной теорией, но и откровенно противоречащее элементарным законам физики и здравого смысла.

Почему так? Дело в том, что в любом деле нужно знать «матчасть», то есть разбираться в материале, быть в теме. Сейчас же фантастику пишут все подряд, не особо утруждая себя изысканиями, самообразованием, чтобы писать, зная тему. И Голливуд здесь тоже не исключение, несмотря на наличие ресурсов и возможностей сделать всё по уму.

Что же касается обычного автора, то тут свою роль играет интернет. Дело в том, что благодаря всемирной паутине каждый человек имеет возможность публиковать свою писанину. И за качеством данной никто не следит. Именно поэтому среднее качество фантастики упало. Но, если честно, может быть, количество качественной фантастики не уменьшилось, просто она стала теряться в той огромной массе информации, которая океаном заполняет интернет.

Вернёмся к качеству фантастики. Разумеется, у каждого на этот счёт имеется своё мнение. Кое-кто вспоминает великие произведения классиков жанра Жюля Верна, Беляева, Уэллса. Кто-то в восторге от Брэдбери, Шекли, Дика, Стругацких, Азимова и других гигантов середины 20-го века. Кому-то нравится современная фантастика: попаданцы, постапокалипсис и тому подобное.

В любом случае, фантастика всегда преображалась со временем. В конце 19-го — начале 20-го веков она помогала техническому прогрессу, рисовала чертежи будущих субмарин, самолётов, ракет, фабрик. Позже постепенно принялась осмыслять влияние технологического прогресса на человека, а также поднимала острые вопросы духовного развития и деградации человека и человеческого общества. Пыталась осознать разум и его проявления, вселяя его в роботов, андроидов, инопланетян.

Так чего сейчас не хватает фантастике, за что её критикуют?

Как один из критиков, я могу сказать, что фантастика, достигающая большой аудитории, стала зачастую зрелищной, но бессмысленной. Фантастика перестала открывать новые горизонты, вселенную. Она зарылась в виртуальность, что само по себе не является чем-то плохим, но показательным.

Дело в том, что фантастика — это острие копья. А развитие человеческой цивилизации — это древко копья. Острие не может без силы древка проникнуть далеко, а древко, в свою очередь, может долго биться тупым концом, но так и не совершить прорыва. Эти две части копья не отделимы. Но человеческое развитие… нельзя сказать, что зашло в тупик, но оно топчется на месте и не найдёт дороги.

Фантастика шагнула на Марс, на Венеру, построила базы на Луне, на спутниках Юпитера и Сатурна, преодолела световой барьер и посетила другме галактики. А человечество за ней не пошло.

Фантастика разработала андроидов, роботов, искусственный интеллект, вселила в них жизнь и даже проанализировала. Человечество только приближается к реализации части этих идей.

Фантастика создала справедливое общество, здорового, волевого, сильного и мудрого Человека. Мы ой как далеки от этого. Для нас сейчас это утопия, сказка, о которой даже мечтают уже с осторожностью.

Кризис фантастики проявляется в моде на постапокалиптику, на исторических попаданцев. Фантасты не смотрят больше за горизонт. В будущем они видят конец цивилизации. Они смотрят в прошлое и пытаются его переосмыслить. Но прошлым живут только те, у кого нет будущего. Так ли это? Вошла человеческая цивилизация в стадию деградации? Нынешнее состояние фантастики — это симптом упадка, остановки развития?

Конечно же, хочется верить, что нет!

Почему же научность в фантастике уступает место дешёвой зрелищности?

Я где-то читал, что технический прогресс в последние десятилетия настолько шагнул вперёд, что человек уже не успевает за ним. Он как бы не успевает мечтать о новых технологиях, потому что они появляются настолько быстро, что ещё и воспринимать фантастику о научных прорывах и передовых технологиях ему уже не интересно. Да и, на мой взгляд, в этом плане уже есть столько затёртых до дыр тем, что найти нечто необычное и новое крайне трудно.

И что же нужно, чтобы фантастика вновь понеслась вперёд открывать новые горизонты? Фантастика, особенно научная, неразрывно связана с развитием человеческого общества. А общество это в настоящий момент, как мне кажется, деградирует. И, естественно, та часть фантастической культуры, которая ориентирована на широкую публику, тоже деградирует и помогает деградировать человечеству.

В принципе, вопрос о том, что на что влияет больше чем-то похож на вопрос про яйцо и курицу.

Конечно, интересно узнать, кто порождает моду на плохую фантастику и имеет ресурсы для её продвижения. Однако, этот вопрос не относится к теме моей статьи.

Суть в том, что фантастика, являясь частью культуры, влияет на человеческое общество. А вот как она должна влиять и что мы можем сделать для того, чтобы она влияла с нашей точки зрения правильно, вот в чём вопрос.

Соответственно, вопрос критикам. Какой должна быть фантастика будущего, чтобы вновь нести светлое, доброе, мудрое и прогрессивное? Чтобы новые идеи плодились и помогали человечеству развиваться, а не деградировать.

Какие темы она должна затрагивать, чтобы оставаться не только модной и популярной, но и быть тем остриём копья, прокладывающим путь человечества во вселенной?

Во-первых, тематика виртуальности мира и роли человека, всё больше окружаемого технологиями виртуальности, никуда не денется. Думаю, фантасты ещё долго будут заниматься данной проблематикой. Она актуальна, злободневна, можно сказать, и в то же время важна. Коммуникационные технологии всё больше не просто входят в нашу жизнь, а даже поглощают её.

Во-вторых, тематика «попаданцев», как мне кажется, имеет лишь тогда серьёзные перспективы, когда возьмётся за переосмысление прошлого серьёзно, а не лишь потому что модно, либо будет развлекать, отправляя героев бороться с драконами в сказочные миры. И в то же время, я думаю, у «попаданческой» фантастики нет больших перспектив в будущем, если человеческое общество вернётся на путь развития космических технологий.

В третьих, инопланетяне. Эта тема, кажется, будет в той или иной степени актуальна всегда. Но в то же время люди устали от примитивных, агрессивных образов инопланетян-каракатиц, стремящихся уничтожить человечество и захватить Землю только для себя. Либо это загадочные  цивилизации, прибывшие к нам с целью помочь главному герою разобраться в своих семейных и личностных проблемах.

Есть ещё множество различных тем и вариаций (фэнтэзи я не учитываю) и все они имеют право на существование. Однако, как я уже упоминал, фантастика должна рисовать то будущее, к которому человечество должно стремиться, и заодно предостерегать от опасных поворотов, могущих завести его совсем не туда.

Фантастика не развлекаловка, но она и не должна быть скучной. Остросюжетная, приключенческая, философская, научная в той или иной степени и вдохновляющая — это обязательные атрибуты фантастики.

Мы можем много говорить о том, что вот фантастика уже не та, что раньше она была вдумчивой, гениальной, пророческой. Говорить о прошлом легко. А что можем мы здесь и сейчас дать человечеству, чтобы изменить его к лучшему? Разве не это есть цель фантастики и культуры в целом?

Нам фантастам надо искать новые горизонты, открывать для себя новые темы, учиться творить качественно и ответственно, постепенно пробуждая у читателей, зрителей, слушателей стремление развиваться, оздоровляться, мыслить, чувствовать, учиться, жить, в конце концов, счастливо.

Может быть, нам пора начать создавать новую фантастику?

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *