Что даёт нам научная фантастика?

Что даёт нам научная фантастика? Я сейчас говорю именно о «научной», так как фантастика есть слишком многогранный жанр. В нём столько направлений, и они столь не схожи друг с другом, что в рамках одного эссе всего не выразишь.

Вам приходилось встречать человека, который не любит фантастику?

Мне приходилось. Да даже в школьной программе вы встретите из фантастических произведений, разве что один из рассказов Брэдбери, хотя, может, сейчас что-то и изменилось, но я сомневаюсь. Всё остальное носило характер добровольного дополнительного чтения. Фантастов относили в разряд детско-юношеской литературы. Может, в чём-то это и оправдано. Всё же, никакой Казанцев, да даже Ефремов по своей «литературности» не сравняться с манерой письма Набокова или Андреева. Но советская фантастика – отдельный разговор, она жила под строгим взглядом идеологии. Помню даже эссе Стругацких для сборника «Почему я стал фантастом» или «Как я начал писать фантастику», в нём через каждое слово о «партии, Марксе, развенчивании капитализма».

А если мы, говоря о фантастике, вспомним Брэдбери, Булгакова, Лавкрафта, Шекли, Стокера, По, А. Толстого? А это уже величина другая, это уже целая эпоха, это литература высокого полёта.

А что такое творчество Кинга или Брэдбери? Беллетристика? Классика? Фантастика, триллер или детектив?

Любые деления слишком условны.

Итак, какие возможности нам дарит научная фантастика и почему её некоторые не переносят?

Что даёт Sci-Fi?

Отсутствие условностей и рамок. Своего героя фантаст может поставить в самые невероятные условия, чтобы задаться вопросом, а вот что если…

В обычных ситуациях не всегда мы можем «вытащить» нужную нам проблему или нужное нам условие. Фантастика раскрывает психологизм и тонкие, едва различимые грани нашего внутреннего мира.

Кроме того, фантастика позволяет нам прогнозировать будущее. Для российского общества, пожалуй, образ будущего крайне актуален, у нас его просто нет. И вообще, будущего у нас бояться, его просто не создают. Как-то больше у нас принято упиваться советским полуголодным прошлым, ностальгировать под фильмы Гайдая и под песни Юры Шатунова.

Но в других странах ситуация не лучше. В Японии, вообще, что не фантастика, то антиутопия. Ну этому есть воя причина. Все помнят ужасные бомбы над этой страной.

Нечего вечно плакать об ушедшем, нам нужен «светлый футуризм», нужно будущее, с его достоинствами и недостатками, а ощущение будущего может подарить лишь фантастика.

Почему есть те, кто не любит фантастику?

Повторюсь, деления на жанры всегда условно. Это как в музыке. Вы скажете, мне нравится рок и мне это ничего не скажет. Рок какой? Металл, может блюз-рок, соул-рок, психоделик-рок? Все они очень не схожи, так же обстоят дела и с фантастикой. И вообще, если хорошо написано, то любой жанр будет читаться с удовольствием.

Мне кажется, главная причина непринятия некоторыми фантастики кроется в боязни будущего. Знаете, нас с детства приучают, что фантазии – удел простаков, как бы несерьёзное занятие.

«Делом надо заниматься, а не летать в небесах!» — многие вспомнят такие слова.

Впрочем, мне был чужд, чрезмерный эскапизм, которым страдают многие авторы, пишущие в духе фэнтези. От реальности и от будущего нельзя скрыться в раковине, состоящей из фантазий и чудес.

Хотя какое мы имеем право решать за других, кому как жить, что любить?

Итак, разобрались. Первая причина – боязнь.

Второй причиной я бы назвал чрезмерный перфекционизм. Фантастика стирает грани. Возьмите того же Шекли, Дика или Цуцуи. В их творчестве пересекаются сон и явь, абсурд и реализм, юмор и трагизм. Для тех, кто любит, чтобы каждая вещь стояла в своей ячейке, тяжело воспринять размытие жанров.

И последняя причина – снобизм. Она связана с первой, это как бы пренебрежение мечтой, этакое подростковое желание выглядеть старше, серьёзней. А что какая-то фантастика? Мечты и сказки, скажут они.

Вы забываете, дорогие снобы-перфекционисты, что даже музыка Моцарта носила развлекательный характер, а джаз в 20-е, 30-е годы и вовсе был поп-музыкой.

Это, конечно, сугубо частное мнение. Пожалуйста, спорьте, дополняйте, если вам, конечно, есть что сказать.

so_kir_kin

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

2 комментария

  1. Николай, мне кажется, ты поднимаешь довольно интересный вопрос, но, как всегда, несколько упрощаешь ответ на него или даже, можно сказать, подводишь свои рассуждения к желаемому ответу.
    Думаю, сама проблематика несколько глубже.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.