Интервью с Валерием Сабитовым

«Посредник» продолжает цикл интервью с отечественными фантастами. На этот раз наш собеседник Сабитов Валерий. В беседе с писателем мы затронули не только вопросы литературы, жанра фантастики и фэнтези, но и многие стороны нашей с вами жизни.

Приветствую!

Расскажите, с чего началась ваша литературная карьера? Почему вы выбрали фантастический жанр? И какие жанры в литературе вас интересуют ещё?

— Первая публикация: рассказ «Фата времени» в молодогвардейском сборнике «Фантастика-83». Фантастику предпочитаю с детства. По-настоящему «влюбился» в неё, очарованный Иваном Ефремовым. Прежде всего, рассказом «Бухта радужных струй» и романом «Лезвие бритвы». Кроме фантастики (в первую очередь НФ), в области приоритетов научно-популярная литература, религиозные первоисточники и религиоведение, серьёзные исторические исследования, философия и логика мышления.

Что такое «фантастика»? Перестал ли этот жанр в общественном сознании оставаться «несерьёзным»? Почему не всем дано ощущать «вкус» фантастики?

— Фантастика для меня – литература мечты, способ познания нашего странного мира через вооружённое интеллектом воображение. В недалеком прошлом в нашем литературном пространстве этот жанр был в числе лидирующих. Но вкус к литературной фантастике почти пропал под давлением «лёгких», коммерческих текстов.

Что вы пытаетесь донести своим творчеством?

— Тесную органическую, первопричинную зависимость процессов в природе и социуме от состояния духовности в человеке.

Чего не хватает российской литературе и, в частности, фантастике?

Государственной заботы! Пора возвращать в страну то испытанно хорошее, что имелось в Союзе. Книгоиздательство, книгораспространение, действенные союзы писателей, институт критики… Многое утеряно.

Насколько отечественная фантастика конкурентоспособна, в сравнении с западной давней традицией той же scifi?

О конкурентоспособности нашей современной фантастики с западной нет и речи. Мы отстаём на эпоху. Во всех жанрах.

Чего могла бы достичь отечественная фантастика и литература, если бы не постоянное притеснение со стороны цензуры?

— Не вижу оформленной де-юре цензуры. А хотел бы, чтобы хоть тень её витала над писательской массой. Цензура сверхприбыли страшнее политической.

На ваш взгляд, когда и с кого, в России начинается фантастика?

— На Руси фантастика берёт начало с известных нам монастырских летописей. А в России с коренного поворота в развитии, совершенного командой Петра Великого. Вместо прежней исторической реальности грядущим поколениям был представлен фантастический миф. Преодоление мифа сказочным фантастическим воображением началось в Серебряном веке. Связываю с именами А.С. Пушкина и А.Ф. Вельтмана. Так начиналась русская и российская фантастика…

Сегодня прочёл «правила жизни» Бориса Стругацкого. Довольно пессимистично, но правдиво. Неужели, мы снова уверенными шагами идёт к новой диктатуре? Откуда в нашем обществе такая тяга к деспотизму?

Диктатура в той или иной форме присутствует в любом государстве. Но есть народы (и территории), которые более других нуждаются в жёсткой вертикали власти. Древние славяне не были склонны к организации внутреннего порядка через демократическое самоуправление. Даже призвание Рюриков не преодолело разобщение. Первый опыт государственности был дан Ордынскими «Рюриками» через организацию Московского царства и подчинение ему прочих славянских земель. Державность России жизненно необходима. А степень её «жёсткости» будет зависеть от целого ряда, прежде всего, внутренних условий.

Для хорошей «научной фантастики» нужна «просветительская» традиция и опора на научные знания, футуристические идеи. Был ли в России период этого всего? Повлиял ли он на литературу?

Так этот период определён общепризнанно – 60-е–70-е годы 20 века. И, естественно, его влияние охватило и писателей-«не фантастов». «Место для памятника» Д. Гранина – один из многих примеров. Новый всплеск «твердой» НФ возможен при качественном скачке в космонавтике (астронавтике). Но таковой в обозримом будущем не предвидится.

Испытывает ли отечественная и/или мировая фантастика кризис?

Да, отечественная литературная фантастика пребывает в глубоком кризисе. Нелитературная, коммерческая литература и фантастика не нуждается в оценках. Краткий, но ёмкий анализ дан в книге «Завгар и Фэндом: от рассвета до заката» (изд-во «Аэлита», 2017).

Если научная фантастика была привычна для отечественной литературы и удобна властям, то вот фэнтези у нас появилось, считайте после перестройки (я имею ввиду в масштабном плане). Сколько ещё должно пройти, прежде чем этот жанр перейдёт в нашей литературе из количества в качество?

— Не понимаю выражения «удобна властям» применительно к текущему моменту. Мы уже отметили отсутствие государственной политики (поддержки) относительно литературы. А в Фэнтези качество появится, когда исчезнет в ней количество. А сроки пусть футурологи определяют, если в силах.

Ваши пожелания читателям.

— А читателю, как и любому современнику в России, желаю стремиться к интеллекту и духовности. Всё прочее приложится.

so_kir_kin

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.