Конкурс фантастики «Аэлита» — интервью с Андреем Скоробогатовым

Конкурс фантастики "Аэлита"

Есть в России такая премия – «Аэлита», даже не премия, а глобальный проект по развитию и популяризации научной фантастики. За годы существования «Аэлиты» в ней успели принять участие, как новички из мира фантастики, так и метры отечественной и зарубежной фантастической литературы. Мне повезло пообщаться с одним из представителей этой старейшей премии в России Андреем Скоробогатовым.

Андрей, здравствуйте!

Добрый день!

Когда появилась идея провести конкурс фантастики и почему именно «Аэлита»?

Ну, для начала определимся, что имеется в виду под «конкурсом», потому что под флагом «Аэлиты» мы проводим очень разные конкурсные мероприятия. Позволю себе сначала кратко рассказать про три основных из них.

  1. Отбор в ежегодный сборник (кстати, именно сейчас мы готовим к изданию и запустили предзаказ «Аэлиты/013»). У сборников молодых авторов при «Аэлите» очень богатая история, первые из них выходили ещё в советское время, но про это рассказывать можно очень много, и лучше не мне, а историкам-библиографам. Возрождена серия сборников, собираемых из работ (рассказов и повестей в жанре фантастики, фэнтези и юмора) молодых авторов, была Борисом Анатольевичем Долинго, который возглавляет оргкомитет конвента без малого последние полтора десятилетия. Он же и является составителем или главным редактором всей серии этих сборников. Возрождение серии произошло при поддержке закрытого ныне издательства «У-Фактория» в 2004 году, затем сборники выпускались при поддержке «Уральского Следопыта», последние годы – при открытом Электронном Издательстве «Аэлита».
  2. Конкурс Короткого Рассказа (ККР) – это очный конкурс рассказов на заданную (обычно кем-то из почётных гостей или «мэтров») тему. Рассказы пишутся весной, за несколько недель до фестиваля. На фестивале среди приехавших живьём авторов проводится семинар, на котором редакторы, критики и другие авторы подробно разбирают все присланные рассказы. Затем жюри (а сейчас мы переложили эту непростую задачу на плечи участников фестиваля) читают работы и выставляют оценки. Премия за лучшую работу по результатам голосования вручается на торжественном закрытии фестиваля, вручение производит почётный гость или лауреат главной премии «Аэлита». Лучшие рассказы (от одного до пяти в разные годы) отбираются и публикуются затем в «Уральском Следопыте» и сборнике «Аэлита». Идея создания такого конкурса также принадлежит Борису Долинго, первый ККР прошёл в 2005 году.
  3. Блиц-конкурс «Рассказ за 100 минут». Самый молодой и несерьёзный наш конкурс, который проводится в сами дни фестиваля, в компьютерном классе. Идея этого конкурса принадлежит мне, однако подобные мероприятия проводились и проводятся на других литературных конвентах, у нас и за рубежом. Первый такой конкурс прошёл в 2012 году. Наш «Рассказ за 100» имеет несколько отличий: во-первых, мы собираем в сети и раздаём участникам абсолютно оригинальные и сюрреалистичные темы, разбитые на «экзаменационные билеты», на которые и нужно написать рассказ ровно за 100 минут. Во-вторых, определение победителя проводят случайно-выбранные авторы и фэны из числа приглашённых гостей фестиваля. И, в-третьих, лучшие работы мы уже дважды издавали в бумажных мини-сборниках, распространяемых среди участников фестиваля. В дальнейшем мы планируем выделить детско-юношескую секцию «Рассказа за 100» с несколько иными правилами в отдельный конкурс.

Каких успехов достигло ваше сообщество? Какой вклад в литературу и в фантастику вам удалось внести?

Ух. Очень сложно мне отвечать на этот вопрос. «Аэлита» — старейшая и, по мнению многих, «главная» премия российской фантастики. Я знаком с «Аэлитой» с 2005 года, а в оргкомитете принимаю участие с 2009, но и при всём этом ощущаю себя зелёным новичком, стоящим на плечах гигантов.

Подобную фразу – про «плечи гигантов» — я слышал и от Бориса Долинго, и от других постоянных участников фестиваля. Неудивительно — «Аэлита» вручается с 1981 года. В истории старейшего в стране, СНГ и в континентальной Европе конвента писателей-фантастов было немало взлётов и падений. Были и многотысячные залы фэнов с ближнего и дальнего зарубежья, и камерные «Аэлиты», когда собиралось всего пара десятков преданных друзей. Могу сказать одно – для фестиваля за пределами двух столиц мы и сейчас, в наше непростое для литературы время, имеем хорошую известность и определённый «вес» в пишущей, читающей и творческой среде. Все лауреаты наших премий внесли колоссальный вклад в фантастику, в литературу, в фестивальное движение.

Нашими лауреатами становятся не только люди с выдающимся вкладом в русскоязычную фантастику — лауреаты главной премии, но и иностранные мастера НФ и фэнтези («The Great Master of Sci Fi and Fantasy», таковыми были Р.Шекли, М.Суэнвик, А.Фостер и другие почётные иностранные гости), люди с выдающимся вкладом в области редактуры, книгоиздания и литературного просвещения (премия им. В.И.Бугрова), в области развития детской и «доброй» литературы (премия им. И.А.Соколова), авторы лучших НФ-идей в фантастике («Гиперболоид»), премии за лучший образ Урала и Екатеринбурга («ЕврАзия»). Вручается Орден «Рыцарь фантастики» имени И.Г. Халымбаджи за выдающийся вклад в развитие фэндома. В планах у нас несколько реформ, несколько новых премий.

Конкурс фантастики "Аэлита" - интервью с А. Скоробогатовым

Если вернуться к теме конкурсов, то наш рекорд – это полтысячи присланных на рассмотрение произведений в сборник, сорок пять работ очного конкурса короткого рассказа и около тридцати участников очного блиц-конкурса. Это мы говорим о рекордах за отдельно взятые конкурсы прошлых лет, не о сумме за все года. Рискну предположить, что через «портфель» сборника, через другие конкурсные мероприятия при «Аэлите» прошёл каждый второй, если не больше, русскоязычный автор, который начинал писать в 2000 и 2010-ые.

Как правило, кто является участником ваших конкурсов и кого вы приглашаете на свои мероприятия? 

Нас знают и посещают не только гости с Урала и всех регионов России, но и из ближнего, дальнего зарубежья. Если говорить про ежегодный сборник, то мы публиковали работы русскоязычных авторов из США, Канады, Израиля, Новой Зеландии, Швеции, Германии. Я молчу про все уголки России и ближнего зарубежья. Публиковалась и переводная работа с болгарского языка, что для российского фэндома можно считать экзотикой. Лауреатами и участниками ККР становились люди из всего ближнего зарубежья, хотя, конечно, большинство из постоянных участников – люди из Урала и близлежащих регионов, а также из столиц. Примерно то же касается и участников блиц-конкурса «Рассказ за 100».

Мне оказалось, что приоритетным направлением и, своеобразным лозунгом, для вас стала именно русская фантастика. А какая она – русская фантастика? Что ее отличает от американской, французской, японской или чешской?

Я не специалист по современной американской фантастике, тем более не специалист по французской, японской и чешской.

Конкурс фантастики "Аэлита" - интервью с А. Скоробогатовым

Рискну предположить, что русская фантастика, как и американская, очень разная. Сейчас встречается и откровенная калька с западных кинокомиксов, и фантастика с глубокой научно-технической идеей (НФ-возрожденцы, например), в духе «первых волн», и фантастический арт-хаус («цветная волна»). Течения внутри русской фантастики порой сложно вычленить, главное, что фантастическая литература у нас вовсе не умерла, как это могло показаться, а продолжает развиваться, несмотря ни на какие форматы и условные барьеры. Кстати, могу заметить, что наиболее это заметно на примере малой формы. Казалось бы, «всё уже придумано до нас», и через членов жюри «Аэлиты» ежегодно проходят сотни работ, глаз «замылен», и найти жемчужину в таком бурном потоке достаточно сложно. Но даже мы часто во время отбора в сборник удивляемся, насколько интересные идеи и талантливые работы рождают наши соотечественники. Ходят слухи, что на западе сейчас кризис идей, а премии вручают по принципу ложной «толерантности» или соответствия определённым издательским шаблонам. Не знаю, правда это, или нет, но нам до этого, к счастью, далеко.

Как дополнение к предыдущему вопросу о русской фантастике. Так уж получилось, что мы все время живем в состоянии «догнать и перегнать Запад». Так было и с фантастикой, как ни крути, детектив и фантастика, долгое время не были нашим «коньком». Настоящий бум фантастики начинается в эпоху развития советской власти.

Почему так? Что в Советах было такого, что вдохнуло в фантастический жанр у нас в стране жизнь?

Ох, тут опять же вопрос больше к историкам, профессиональным библиографам. Если говорить про Советы, то, рискну предположить, что, несмотря на все недостатки, несмотря на все ужасы революций, войн и иных сложных периодов истории, люди имели колоссальную веру в будущее, не переставали мечтать, пусть и в ключе победы Великой Социалистической Революции. Плюс, к тому же, развитие радио, кино и других средств научного просвещения. Вообще, вопрос советского наследия и наследия Российской империи в нашей культуре – это настолько сложный вопрос, что я сам не могу определить своё к ним отношение. Кстати, допускаю, что в досоветскую эпоху родилось немало интересных фантастических произведений и талантливых идей, просто их потом мало переиздавали, и теперь надо глубже копать.

Не возникает ли у вас такого ощущения, что сейчас фантасты не успевают осмысливать все научные достижения современной эпохи?

Возникает. Мне кажется, успевают, но далеко не все.

Раньше фантастика была авангардом, рупором научного прогресса, а теперь фантасты стали консервативней, часто критикуют технологические новшества.

Не странно ли такое поведение для фантаста?

Честно говоря, впервые про это слышу. Возможно, это касается пары персоналий предыдущих поколений, но точно не всех. Фантастическая «тусовка» настолько разная и неоднородная, что и течения, и возраста в ней представлены очень разные. Среди круга 25-35-летних авторов-фантастов очень много таких же айтишников, как и я, или близких к этой среде людей. Да и многие пишущие люди несколько более старшего поколения стараются идти в ногу со временем, достаточно посмотреть, какой кошмар творится в Facebook J

Где найти грань между творчеством и научностью? Как остаться «творцом» и не впасть в откровенные научные фальсификации?

Боюсь, эту грань надо нащупать путём творческих поисков, переболеть, что ли. Кому-то удаётся, кому-то нет. Молодой автор, который учится, должен при создании своих работ помнить о многих вещах – и о собственно идее, и о литературном мире, и о сюжетных ходах, и о персонаже. Этому нужно долго учиться, кто-то говорит, что писательские нейронные сети в мозгу формируются минимум пять лет. И, разумеется, нужно не бояться критики, давать свои произведения профессионалам – для этого и существуют различные объединения, одним из которых является «Аэлита». Кстати, помимо конкурсов, Борис Долинго и Андрей Бочаров проводят рассказные и романные семинары для всех желающих – приходите, учитесь.

Конкурс фантастики "Аэлита" - интервью с А. Скоробогатовым

В каком направлении думаете развивать свою деятельность?  откуда берете силы и средства на конкурсы в наше непростое для творчество время?

Тяжёлый вопрос. Помимо основной работы (IT-департамент крупного предприятия), которую я, разумеется, никуда бросать не собираюсь и, которая занимает 8-9 часов 5 раз в неделю, и помимо «Аэлиты», у меня существует ещё ряд музыкальных проектов, какие-то бытовые проблемы. Силы и средства – в общении с себе подобными, с близкими, со своей второй половиной, с двумя кошками. Ещё очень важно чётко расставить приоритеты, контролировать себя, когда начинаешь заниматься совсем «не тем» и уметь переключаться между задачами. Например, я свёл к минимуму просмотр сериалов и компьютерные игры. Я допускаю, что если бы я занимался, скажем, только IT, или только «Аэлитой», или только музыкой, то у меня бы менее эффективно получалось и то, и это, и третье. Переключение с вида деятельности на другой даёт ощущение, что ты занимаешься не работой, а отдыхом.  Но иногда это бывает очень сложно. Иногда что-то упускаешь, не успеваешь, говоришь «нет», когда тебя о чём-то просят, к сожалению. А потом сожалеешь об упущенных возможностях. Это жизнь, к сожалению, а мы не роботы.

Кого из метров фантастики и кого из новых талантов в мире фантастики вы могли бы выделить?

Если говорить про зарубежных, то очень нравятся Нил Стивенсон, Джеймс Кори, Майкл Суэнвик (которого, кстати, правильнее на русском называть Свонвиком – он сам нам так на Аэлите говорил, но у издателей уж так повелось). А про отечественных авторов — если я сейчас похвалю одних и забуду про других, то на меня могут обидеться, верно? J

Ваши литературные предпочтения?

Люблю космооперу, киберпанк, в последнее время проникся нуаром и стимпанком. Люблю сюрреализм и фантастический постмодерн, особенно отечественный. Не гнушаюсь читать и фэнтези, и юмористическую фантастику.

Чтобы вы хотели сказать читателям?

Читайте, на бумаге или в электронном виде – не важно. Покупайте книги. Общайтесь с фэнами и авторами. Стройте свои миры и достигайте своих целей в нашей, реальной жизни. Ну и, конечно, будем рады видеть вас всех на нашем фестивале и в наших группах в соцсетях:

Вконтакте

Facebook

Фото аватара

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

4 комментария

  1. Вообще здорово, что кто-то поддерживает традиции отечественной фантастики и помогает находить новые таланты. В наше время столько всего пишется фантастического, что глаза разбегаются. А сборники «Аэлиты» или раздел фантастики в «Уральском следопыте» дают достаточно весомую гарантию того, что не потратишь зря время на чтение.

    • Честно говоря давно не читал таких сборников.
      Даже не знаю, что сейчас за основная тематика в них.

      • «Аэлиты», как сборники, так и раздел в Следопыте, традиционно состоят из трёх основных частей: Законы вселенной (твёрдая НФ), Координаты Чудес (фэнтези, мистика, «гуманитарная» фантастика) и Повод для улыбки (юмор и сатира). Также есть разделы «Сумма технологий» — публицистика, обзоры, «Конкурсы» — победители ККР и других конкурсов-партнёров, в этом году в честь 13-го номера мы решили добавить раздел «Чёртова дюжина» — хоррор и дарк-фэнтези.

    • спасибо!
      будем и дальше стараться 🙂

Добавить комментарий для Railgun Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.