Юпитер

«Дауге хотел сказать, что общепринятой теории строения Юпитера не существует и никогда не существовало, но промолчал!».

А. и Б. СТРУГАЦЙКИЕ «Путь на Амальтею».

Юпитер – самая крупная по размеру планета Солнечной системы, пятая по удаленности от светила.  В литературе о ней упоминали Данте и Вольтер. Последующие фантазёры усилили внимание к Юпитеру лишь тогда, когда сюжетов о Луне, Марсе и Венере стало предостаточно. Впрочем, не только первопроходцы жанра подогревали интерес к рассматриваемой планете.

В канун отмены крепостного права в России появилась группа то ли несусветных шутников, то ли просто отчаянных авантюристов, смущавших крестьянские умы байками о переселении на Юпитер. Их предложения находили живой отклик. Крестьян не пугали ни долгий и неведомый путь, ни оглядка на суровую барскую или царскую волю. Все страдальцы и жертвы крепостничества соглашались, что землицы-то на Юпитере, поди, вдоволь.

Забавно? Но не более наивно, чем описание посадки на Юпитер космического корабля в романе «Путешествие в другие миры» Дж. Дж. ЭСТОРА. В 1894 году он так представлял этот эпизод долгого вояжа путешественников: «Эйро повернул рукоятку аппарата «Каллисто» и убавил ход. Вскоре они неслись уже вдоль его поверхности. Отыскав полосу твердой земли между лесом и заливом моря, они осторожно опустились и вышли вон из аппарата».

Забегая вперёд, можно утверждать, что образ Юпитера в фантастике в целом подобен переменчивому облику Марса в интерпретации Р. БРЭДБЕРИ. Только растянут он на многие произведения. Но в обоих случаях это подобно череде сменяющихся мозаичных рисунков из калейдоскопа. Сколько авторов, столько и разнящихся картинок об одной и той же планете-гиганте.

В «Божественной комедии» ДАНТЕ на Юпитере обитают души тех, кто при жизни на Земле правильно творил суд. Эти души в своей группировке образуют форму орла.

Не сразу стало ясно, что далеко не всякая планета может быть пригодна не только к заселению, но и к терраформированию. В реальности Юпитер здесь явный антилидер из-за высокой гравитации, превышающей земную силу тяжести почти в два с половиной раза и убийственного радиационного фона. При сближении с Юпитером космический аппарат «Галилео» получил дозу радиации, в 25 раз превышающую смертельную дозу для человека.

О, дивный новый мир!

Но когда-то этими сведениями просто не располагали, либо пренебрегали последними научными гипотезами. Ф. РИДЛИ в своём романе «Зелёная машина» (1926) посчитал, что на Юпитере жизнь ещё не зародилась, но уже: «Безбрежные пустыни чередовались на ней с морями…».

Во второй повести «марсианского» цикла Э. Р. БЕРРОУЗА («Люди-скелеты Юпитера», 1943) автор изобразил гигантскую землеподобную планету, где сила тяготения меньше, даже чем на Марсе из-за сильной центробежной силы. Поэтому сумеречный Юпитер оказался обитаем!

А. АЗИМОВ («Непреднамеренная победа», 1942), населив рассматриваемую планету злобными аборигенами, признающими только силу, хотя бы сдобрил свою выдумку юмором               .

Труднее  в аналогичном случае объяснить мотивацию П. АНДЕРСОНА («Кентавры Юпитера», другие названия «Выбор смерти»; «Завоевать три мира», 1964). Возможно, это произведение было создано из-за тоски по уходящим в историю старым космическим операм. Но, скорее всего, это был коммерческий проект. Ведь у того же АНДЕРСОНА  есть роман «Аватара» (1978, русский перевод «Зовите меня Джо»), где землянин-паралитик телепатически связывается с искусственно созданной формой жизни, не антропоморфной, но приспособленной к суровым условиям планеты-гиганта. Предполагается, что «аватара» перемещается по тверди, иначе, откуда у него инструменты, изготовленные из разных видов льда?

К. САЙМАК посвятил часть романа «Город» (1952) сцене из освоения Юпитера. Он показал, насколько убийственны там условия для человека (давления, щелочные дожди). Поэтому высадка десанта производится в виде людей трансформированных в высшую форму местной жизни – пластунов.

Американский астроном К. САГАН высказывался по поводу возможности существования жизни в верхних слоях атмосферы Юпитера. Её основой он считал не только аммиак, но даже воду и углерод. Скорости протекания химических и биохимических реакций способствуют  достаточно высокие температуры наружных слоёв атмосферы. Эта идея сразу же была задействована в повести  А. КЛАРКА «Встреча с медузой». (1971). И здесь вновь исследователь не человек, а его разум, помещённый в утробу робота.

Китобои в атмосфере Юпитера

Фантастические астронавты и космонавты надеются встретить и местный разум в означенном регионе. Некоторым это удаётся. В романе Т. ЗАНА «Дар Юпитера» установлен тесный контакт с существами, похожими на гигантских земных скатов, называемых джансками. Мозг землянина, парализованного калеки, пересаживается в тело готового родиться младенца-джанска.

Персонажи  рассказа  В.  ГОЛОВАЧЁВА «Мера вещей» наблюдают странные искусственные сооружения в верхних слоях атмосферы. Впрочем, не факт, что это аборигены. Землян вполне могли опередить пришельцы из других миров. Их-то и ищут земляне в романе С. КОМАЦУ «Прощай, Юпитер!» (1982), дабы случайно не уничтожить при осуществлении грандиозного проекта по превращению планеты гиганта во второе солнце. Отсюда берёт начало другое кардинальное направление в фантастике о Юпитере – об утилизации самой этой планеты. Шутливую и легковесную версию А. АЗИМОВА в рассказе «Покупаем Юпитер»  о превращении  данной планеты в исполинский рекламный щит в расчёт не принимаем.

«Запасное солнце» необходимо в качестве мощного источника энергии для преобразования всей Солнечной системы, особенно её внешних планет. Однако этим планам, по версии С. КОМАЦУ, не суждено сбыться из-за опасного приближения чёрной дыры. Надежда предотвратить катастрофу связана с взаимодействием незваной гостьи и посланной к ней планетой-гигантом.

Таким образом, японский фантаст предварил замысел, осуществлённый в финале романа Артура КЛАРКА «2010: Одиссея-2». Юпитер всё-таки превращается в новое светило. Заметим только, что в наше время противников этой гипотезы больше, чем сторонников.

И если правы скептики, то Юпитер может стать источником не энергии, а материи (Г. АЛЬТОВ «Третье тысячелетие»). В любом случае Юпитер рассматривается как будущность всего Внеземелья, и потому земляне желают знать о нём всё (С. ПАВЛОВ «Неуловимый прайд»).

Юпитер в качестве ретранслятора для сигналов через космос присмотрел коллективный разум, именуемый «Архитектура Стрельца» в рассказе Г. БЕНФОРДА «Водородная стена». Планета, по крайней мере, остаётся на месте, и  каких-то космических катаклизмов, связанных с возможным её перемещением по желанию нового владельца, не предвидится, а аренда – это не продажа.

Несколько слов следует сказать и о спутниках Юпитера. Здесь, а не на самой планете могут возникнуть космические поселения. В результате Объединенные Юпитерианские поселения настолько возгордились своим процветанием и автономией, что их пришлось силой возвращать под юрисдикцию Земли (Т. ЗАН «Рапсодия для ускорителя»). Напротив, полный упадок этого региона показан в рассказе К. ДЖЕКОБИ «Тепондикон». Возникает естественный вопрос: чем же могут произрастать богатство и независимость этого региона Солнечной системы? Великое Красное Пятно – древняя загадка пятой планеты оказалась крупнейшим источником энергетического сырья (смотри Ю-вещество)

Ещё не умирает надежда найти признаки внеземной жизни хотя бы на одном из многочисленных спутников пятой планеты (А. Кларк; «Юпитер – 5»; «2010-й: Одиссея – 2»).

В заключение хочется отметить пару фантастических «непопаданий», связанных с Юпитером. Причины казусов полярно противоположны. Первая из причин – осторожность авторов. В повести братьев СТРУГАЦКИХ «Путь на Амальтею» космонавты, достигнув атмосферы Юпитера, наблюдают там лишь картину, напоминающую запускание мыльных пузырей перед стоящими под углом друг к другу несколькими зеркалами. Любопытен иной момент. Повесть вышла в свет одновременно с обнародованием подтвердившейся позже гипотезы учёного К. С. Всехсвятского о существовании кольца Юпитера (1960). Однако, оказавшись в месте назначения экспедиции, герои произведения едва сошлись во мнении, что здесь может быть хотя бы полукольцо. Фантастика, конечно, далеко не всегда сходится с реальностью, но в данном случае они синхронно разошлись в разные стороны.

Другая причина – необузданность фантазии, не подтверждённая логикой. В романе Ф. ДИКА «Игроки с Титана» мельком упоминается юпитерианская форма жизни на основе жидкого металла. Но как тогда сопоставить с лютыми холодами высокие температуры плавления металлов, необходимые для жизнетворных реакций?

Может быть, прав был Ст. ЛЕМ, который, уйдя в сторону от крайностей, только отшутился, вскользь упомянув какие-то бездревные юпитерианские джунгли («Звёздные дневники Ийона Тихого»).

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.