Египет в фантастике

Египет — цивилизация, возникшая в древности вдоль африканской реки Нил, полна для нас волнующих загадок. Сквозь прошедшие тысячелетия времени словно доносится частичка её необычного и неповторимого духа. Другой мир, отличный от  мира привычного целым набором диковинных вещей, слишком кратко, но всё равно достаточно чарующе раскрывается уже в школьном учебнике истории. В ожидании чего-то большего, новых захватывающих откровений наиболее любознательные из читателей обращаются к научно-популярной и художественной литературе, но кое-что для себя изредка находят и в фантастике. Правда, обратиться к ней в поисках истин бывает не так просто.

Во-первых,  долгое время библиографической редкостью оставались, например, четыре романа о Древнем Египте, – эзотерическая  фэнтэзи, вышедшая из-под пера В. КРЫЖАНОВСКОЙ-РОЧЕСТЕР на стыке девятнадцатого и двадцатого столетий. Примерно к этому времени были уже найдены многие моменты, связанные с рассматриваемой темой, и разбросаны по отдельным произведениям. А всему этому предшествовал  приход наполеоновских войск на территорию, где истинных египтян (коптов) сменили уже арабы, и состоялось переоткрытие европейцами древнеегипетской цивилизации.  Получается, что современник этих событий Э. ПО написал рассказ «Разговор с мумией», что называется «на злобу дня». Тему подхватил А. К. ДОЙЛ («Кольцо Тота») и упомянутая наша соотечественница. А затем наступило длительное затишье, вызванное двумя мировыми войнами.

Во-вторых, о египетских загадках давно успели сложиться примитивные стереотипы (смотри, например, статью МУМИИ).

В–третьих, от реальных трудяг-египтологов Вивана Денона, Жана Франсуа Шампольона и Вильяма Питри центр внимания смещён к вездесущим авантюристам, таким как Индиана Джонс или Алекс О`Коннелл.

В советские времена для наших соотечественников своеобразным знакомством с культурой Древнего Египта стала дилогия И. ЕФРЕМОВА «Великая дуга».

Неповторимые по своему колориту древнеегипетские боги всё еще обитают в развалинах храмов (У. САНДЕРС «Джесси и Нетеру»). Кажется, нет лучше места для размещения артефактов инопланетян, чем на территории прекрасно подходящей для палеоконтактов (кинофильм «Пятый элемент»). Здесь же находится скрытый круглый портал для перемещения в «смежный мир» (кинофильм «Врата»).

Благодатной почвой для фантазии были и остаются величественные постройки, связующие нас с седой древностью.

«Странно строили египтяне!».

И. ЕФРЕМОВ  «Таис Афинская».

Египетские пирамиды – гигантские сооружения, имеющие форму правильного тетраэдра. Возраст этих строений исчисляется многими тысячелетиями. В античности люди причислили пирамиды к семи чудесам света. Предназначение пирамид и способы их строительства вызывают споры у исследователей. Порою многое можно объяснить силой религиозных верований. Но не кроется ли за постройкой громадных и трудоёмких пирамид нечто большее, чем желание соорудить гробницы для «богоподобных» фараонов?

Здесь высказано немало гипотез, от обсуждения которых фантасты не остались в стороне. Выстроим эти гипотезы в ряд, начиная от самой прозаической.

1). В романе «Таис Афинская» И. ЕФРЕМОВ писал: «Эти ни с чем не сравнимые творения казались делом рук творения титанов, хотя знающие люди уверяли Таис, что пирамиды построены самыми обыкновенными рабами». Фантаст в данном случае ни на йоту не отошёл в сторону от общепринятой в науке позиции. Но никому из её светил не удалось внятно объяснить чудеса строительных технологий древности при постройке мегалитических сооружений. Непонятно, почему пирамиды, якобы принадлежащие к временам четвёртой династии фараонов, намного превосходят по масштабу и по качеству все остальные подобные сооружения. Напомним, что до завоевания Древнего Египта Александром Македонским всего насчитывалось двадцать одна династия фараонов. А от Древнего царства до этой же поры прошло примерно две с половиной тысячи лет. Неужели рабы резко разучились работать так же умело как их совсем недавние предшественники?

2). Остряк К. ВОННЕГУТ  высказал мнение, что архитекторы и строители Древнего Египта воспользовались временным изменением величины гравитационной постоянной. Так и появились удивительные мегалиты («Фарс, или Долой одиночество!»).

3). Создателями пирамид были люди, но без косвенного участия инопланетян не обошлось. Вновь возведённые постройки аборигенов по конфигурации точь-в-точь соответствовали форме космического корабля пришельцев, и те пришли к выводу, что надо поскорее покинуть планету способных на многое «псиоников» – рас разумных существ добивающихся любых целей усилиями своей воли (М. ШЕРМАН «Партия в мехен»).

4). Три старейшие пирамиды в Гизе на самом деле не предназначались для усыпальниц фараонов. Согласно шумерским легендам, за многие тысячелетия до всемирного потопа на Землю сошли некие аннуаки. Потоп смыл космический порт пришельцев. Отстроить его заново в Междуречье мешали огромные грязевые разливы. И тогда подходящим местом  для строительства нового космического порта был выбран Синайский полуостров. Одной из крайних точек взлётно-посадочного коридора послужил двойной пик горы Арарат, а для обозначения другой точки пришлось сделать три искусственных сооружения по другую сторону полуострова. Египтологи отчего-то упорно игнорируют шумерские тексты, равно как и изображения космических кораблей на некоторых шумерских цилиндрических печатях.

5). Архитектурные творения в качестве «вечной энциклопедии» оставлены нам земной и высокоразвитой расой. Сошедшей с лица планеты (лемурийцами либо атлантами). Удивительные соотношения между размерами пирамид содержат число «пи». Ориентация пирамид в Гизе относительно сторон света напрямую связана с астрономическими данными и величинами. Расположение трёх «главных» пирамид соответствует проекции трёх наиболее приметных звёзд из «пояса» в созвездии Ориона. Наклон коридора, ведущего вглубь пирамиды Хеопса, как раз таков, под каким во времена царствования этого фараона находилась тогдашняя Полярная звезда Тубан (Альфа Дракона) в момент её нижней кульминации. В отличие от каменных построек, люди оказались гораздо менее долговечными в качестве носителей некогда полученных знаний, львиная доля которых, не исключено, скрывают под собой несокрушимые глыбы. И здесь можно переосмыслить мнение И. ЕФРЕМОВА, высказанное несколько по иному поводу: «…жрецы, являвшиеся хранителями древних тайн и великими учёными, уже давно не были ими. Наука выродилась в религиозные обрядности и магические формулы; папирусы, заключавшие мудрость прошлых веков, истлели в гробницах» («Путешествие Буарджеда»).

Святилища были превращены в усыпальницы, менее совершенные подобия которых появились после царствования фараонов четвёртой династии. Заметим, что пирамиды Египта стали единственным из сохранившихся чудес света.

Произведения по теме.

Дойл А. К.  «Кольцо Тота» (рассказ)

Ефремов И.  «Путешествие Бураджеда»  (роман)                   

Крыжановская–Рочестер В: романы: «Два сфинкса»; « Царица Хатасу»;   «Железный канцлер древнего Египта»;   «Фараон Мернефта»

По Э. «Разговор с мумией» (рассказ)

Сандерс У. «Джесси и Нетеру» (рассказ)

Шерман М. «Партия в мехен» (рассказ)

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.