Души и инкарнация

души и инкарнация

«Я…отдаю предъявителю сего в аренду на 99 (девяносто девять) лет… своё религиозно-мифологическое представление, возникающее на основе олицетворения жизненных процессов моего организма».

А. и Б. СТРУГАЦКИЕ «Отягощённые Злом».

Душа – особая нематериальная сущность человека. Она, по мнению многих, находится где-то внутри его тела при жизни, но покидает «телесную оболочку» своего обладателя в момент его смерти. Учение о движении души человека в загробном мире было широко распространённым практически у всех древних народов и сохранилось до сих пор.

По египетским верованиям, например, человек обладал двумя душами. Одна из них – душа телесная (Ба) – представляла собой призрак тела, другая эфемерная сущность – (Ка) – обладала  разумом и, похоже, главенствовала над первой. «Разве я могу заставить своё Ка вечно терзать своё Ба в никогда не кончающихся страданиях?» – ужасается египтянин, которому рабы других национальностей предложили покончить разом со всеми напастями с помощью самоубийства (И. ЕФРЕМОВ «Великая Дуга»). В этом эпизоде рабы-иноземцы якобы не понимают тревог своего собрата. Как бы ни различались представления о судьбах душ, они всегда сопровождались одинаковыми эмоциональными нагрузками. Эллины верили, что в Аиде их тени будут бесконечно бродить, жалуясь о бесконечных утратах либо погружаясь в сладостные воспоминания. На этом унылом фоне индуистское учение об инкарнации (воплощении) и реинкарнации (развоплощении) душ выглядит в чём-то даже оптимистичным. Наконец, христианское  мировоззрение  объявило душу человека самой величайшей ценностью. Любые сделки с лукавым, требующим душу взамен  желаемого блага, – особенно богопротивны (Г. КАТТНЕР «Сим удостоверяется…»).

Рассуждения о предмете нашего рассмотрения вошли в творческое наследие Пифагора, Эмпедокла, Платона, Плотина и впоследствии в  философские работы П. Леру и Ш. Фурье. Таков в самых общих чертах «исходный материал» для фантазии тех литераторов, что на свой лад подхватили эстафету древних представлений.

Разумеется, утвердительный ответ на сакраментальный вопрос: «отделима ли душа от тела?» — послужил источником вдохновения ещё первопроходцам фантастики.

В 1827 году в книге «Последние дни философа» Г. ДЭВИ поведал о том, как  его персонаж наблюдает за душами умерших людей, находясь в кометном скоплении. Автор повествует: «Я очутился в каком-то тумане среди какого-то красноватого света…и я увидел вокруг меня шары, как будто состоящие из пламени и различного света. На некоторых из этих шаров я заметил фигуры напоминающие людей. Но это сходство было до такой степени неестественно и  ужасно, что я старался не смотреть на них». Итак, облик душ пугающий, удаляющийся от антропоморфного облика. Общение с теми, кто уже успел забыть о прошлых земных заботах , оказывается, опасно и губительно для живого человека.

В рассказе А. Апухтина «Между жизнью и смертью» повествование ведётся от имени души только что умершего человека. И первая же картина, представшая перед ней, – вид собственного бездыханного тела  «со стороны» соответствует описаниям из исследований американского учёного Р. Муди, проводимых веком позже. Подобный сюжет также примерно век спустя в качестве завязки вошел в повесть Г. ГУРЕВИЧА «Бхага». Здесь, пережив клиническую смерть, сущность главного персонажа удостоилась Божьего откровения и вновь возвратилась к жизни с иными взглядами на неё.

В романе Дж. ЛОНДОНА «Звёздный скиталец» (другое название «Куртка», 1918) душа персонажа проходит реинкарнацию, спиритуально путешествует во времени и воплощается в прежних своих обладателях – от римского легионера до американского пионера-первопоселенца.

Пообщаться с сущностями, бывшими такой же эфемерной частью инопланетных существ, довелось душе персонажа рассказа К. САЙМАКА «Мираж». «Приёмник душ», куда они попадают скорее для «перемены деятельности», чем для отдыха фигурирует в романе Б. ВЕРБЕРА «Империя ангелов». Это Рай; Ада нет, вместо него грешникам уготована реинкарнация.

Что, кроме наступления физической смерти тела может освободить душу из уз материи? В романе А. КЛАРКА «Космическая одиссея: 2010-й» могущественной инопланетной цивилизации под силу превратить командира космического корабля в Сверхсущество, ко всему прочему, получившее власть над гравитацией. Никакой «искры божьей» не просматривается, как нет её и в рассказе И. УОТСОНА «Моя душа живёт в аквариуме», персонажу которого достаточно было выплюнуть свою душу, словно косточку от сливы. Уж слишком прозаичен в последнем случае способ разделения составляющих. В рассказе И. ВАРШАВСКОГО  «Пантеон бессмертия» речь вообще идёт о синтетических душах, попавших в полное подчинение живых (пока ещё живых) администраторов.

«… сегодня могу заявить вам: искусственная душа существует, господин Тихий. Каждый может ее иметь, бессмертную. Могу изготовить ее для каждого человека индивидуально, с полной гарантией. Моя душа, вернее, душа моей конструкции, сможет существовать, по крайней мере, столько времени, пока не погаснет Солнце и Земля не превратится в ледяную глыбу»,- заявляет изобретатель предмета нашего рассмотрения в рассказе С. ЛЕМА «Бессмертная душа». В данном случае речь идёт о вполне материальном кристалле, где хранится запись сознания живого человека. Ему не поступает никакой информации извне и отсюда невероятное (адское?) мученичество такой души.

В неожиданном ракурсе предстаёт понятие «чистая душа ребёнка». Наряду с техническим телепатическим устройством (похожим на револьвер и мясорубку), она становится необходимым компонентом в телепатическим общением со всем окружающим миром (Г. ФИЛАНОВСКИЙ «Говорящая душа»).

«Люди того времени воображали, будто каждый из них является обладателем тени… Иоанн-Агасфер очень быстро обнаружил, что это заблуждение. Да, каждый хомо сапиенс в потенции, действительно, способен был стать обладателем тени, но далеко не каждый сподабливался её… Примерно один из семи-восьми» (А.и Б. СТРУГАЦКИЕ«Отягощённые Злом»).

Р. ШЕКЛИ в романе «Корпорация «Бессмертие» в обладании душой не отказал никому из людей, но высказал мнение о том, что в момент смерти человека, некоторые души оказываются слишком хрупкими, чтобы пережить шок. Спасти их может соответствующая профилактика.

Есть основания полагать, что в научной фантастике для понятия «душа» существуют иносказания спасительные для материалистов. Что подразумевается под разумом или сутью человека соответственно в романе Р. ШЕКЛИ «Обмен разумов» и в повести В. САВЧЕНКО «Похитители сутей»? Некоторые материалисты склонны к формулировке «информационная составляющая человека».

Что ждёт нас впереди, если человек действительно обладает душой, как бы её ни называли? Потеря интереса к физическому миру? Вступление на  иной этап эволюционного пути и Монокосму?

В романе Г. РЕННИ «Перекресток судеб» одной из космических рас  (эльдарам) под силу строить новые планеты. Это не безжизненные небесные тела, потому что в распоряжении эльдаров есть хранилище душ инопланетян, заключённых в магические кристаллы. Прямо как в вышеупомянутом рассказе С. ЛЕМА но диссонансом  здесь звучит слово «магические». В твёрдой фантастике распределение матриц живых существ по материальным телам – прерогатива  самого Мироздания (И. МАКДОНАЛЬД «Ночь всех мертвецов»). С учётом повторяемости циклов существования четырёхмерных континуумов «инкарнация» осуществляется в тело полностью тождественное телу ранее предшествующему, либо в аналогичное ему по уровню разумности.

души и инкарнация

Закладка Постоянная ссылка.

Один комментарий

  1. Что-то мы в мистику ушли

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.