Жажда свободы в творчестве Александра Беляева

Его называли русским «Жюль Верном», но даже французский мастер фантастики мог бы позавидовать безграничной фантазии и провидческому дару гения отечественной литературы – Александру Беляеву.

Будущий основоположник отечественной научной фантастики родился в семье священника, но вся его жизнь прошла под эгидой науки и веры в светлое будущее человечества. Кроме него, в семье будущего фантаста было ещё двое детей. Сестра Александра Беляева умерла будучи ещё ребёнком от саркомы, брат же Василий утонул, катаясь в лодке.

Как часто и бывает, отец будущего писателя желал видеть в сыне продолжение своего дела и даже отдал мальчика в духовное училище. По окончанию училища Александра перевели в Смоленскую духовную академию. Но интересы юного Александра были далеки от религии, более того, вырос он убежденным атеистом. Ещё в детстве со своим братом они пытались повторить путешествия, описанные в книгах Жюля Верна.

«Мы с братом решили отправиться путешествовать к центру Земли. Сдвинули столы, стулья, кровати, накрыли их одеялами, простынями, запаслись масляным фонарём и углубились в таинственные недра Земли. И тотчас прозаические столы и стулья пропали. Мы видели только пещеры и пропасти, скалы и подземные водопады такими, какими их изображали чудесные картинки: жуткими и в то же время какими-то уютными. И сердце сжималось от этой сладкой жути.

Позднее пришёл Уэллс с кошмарами «Борьбы миров». В этом мире уже не было так уютно…»

Наперекор отцу Беляев поступает в Демидовский юридический лицей. После смерти отца, будущий писатель был вынужден самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Для этого он давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка.

Будущий писатель был настолько вдохновлён идеями полётов, что даже попытался повторить трюк акробатки, прыгающей под куполом. Для этого он, взяв в руки зонт, спрыгнул с крыши и получил сильный ушиб.

Несмотря на свою мечтательность, А. Беляев не забрасывал свою учёбу и карьеру. Получив должность частного поверенного в Смоленске, будущий писатель смог найти себе неплохое жилье, клиентуру и начал собирать коллекцию книг и картин. В 1913 году Беляев совершает путешествие по европейским странам. В том числе ему довелось побывать во Франции, Италии.

Кровавый 14-й год ознаменовался в жизни писателя полным разрывом с карьерой юриста, после которого Беляев окунулся в литературу и театр.

Как ни парадоксально, но человек, который мечтал летать, всматривался в туманную даль через стену царского деспотизма и имперского безразличия к банальным правам человека, оказался прикован к земле. Великий фантаст тяжело заболел туберкулёзным плевритом, и болезнь дала осложнение на позвоночник, отчего Беляев на шесть лет был прикован к постели, три из которых провел в гипсе. Не желая ухаживать за больным мужем, его оставляет жена, с ним остаётся только мать, которая в поисках грамотных специалистов перевозит больного сына в Ялту, которые бы смогли помочь победить страшную болезнь.

В больнице он начал писать стихи, заниматься самообразованием и много читал. Его мозг страстно пожирает книги Уэллса, Верна, Циолковского. Беляев изучает иностранные языки.

Болезнь удалось победить в 1922 году. Как только писатель встаёт на ноги, он начинает упорно работать, а вместе и с творческим перерождением приходит и новая любовь, новая работа. Беляев становится воспитателем в детском доме, после чего, вспомнив своё юридическое прошлое, он уходит инспектором в уголовный розыск. Видимо, оттуда к писателю пришёл тот тонкий налёт детективности в сюжетах его произведений. В розыске Беляев организует фотолабораторию, но затем обстоятельства вынуждают его уйти работать в библиотеку.

Покинув Ялту, писатель перебирается в Москву, где устраивается работать юрисконсультом. Как раз с этого момента его жизнь начинает крениться в сторону серьёзной литературной деятельности. Писатель сразу же ощущает в себе силы писать в жанре научной фантастики. Его произведения печатаются в таких журналах, как «Вокруг света», «Знание-сила», «Всемирный следопыт». Именно после этого к Беляеву приходит писательский успех и прозвище «советский Жюль Верн».

Творчество Александра Беляева

В 1924 году выходит легендарное произведение – «Голова профессора Доуэля». Как не покажется странным, но роман был автобиографичен, так как в нём Беляев описал свои ощущения и переживания тех лет, что был прикован к кровати.

 «Болезнь уложила меня однажды на три с половиной года в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела. И хотя руками я владел, всё же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни „головы без тела“, которого я совершенно не чувствовал — полная анестезия…»

Более поздние годы ознаменовались для Беляева сугубо профессиональной деятельностью в области литературы. Можно сказать, что для основоположника советской фантастики эти годы стали наиболее плодотворными.

Страницы книг Беляева дышат свободолюбием и детской неприязнью к любому догматизму. Произведения писателя соединили в себе легкую загадочность, детективную историю и манящую мрачность, присущую лишь некоторым писателям, среди которых выделялся Уэллс.

Кстати, Уэллс беседовал с советским писателем. Английский писатель делился впечатлениями о творчестве Беляева, считая, что оно во многом опережает европейскую фантастическую прозу.

Юный Ариэль, названный в честь древнегреческих духов свободы, наивен и беззащитен перед реальным миром. Его выращивают словно растение в закрытой секте (показательны примеры разоблачения разного рода «чудес», которыми и сегодня потчуют телезрителей с экранов), в которой свои опыты проводит странный учёный. Это были опыты по левитации, в ходе которых юноша обретает способность летать. Да, это было воплощение мечты Беляева, которой не суждено было сбыться, но которая нашла приют на страницах его книг. Ариэль убегает из секты, но окружающий мир ранит его юношескую непредвзятость, заставляя его изменится. Но в душе юноша сохраняет ту самую способность летать, не в физическом, а больше в духовном плане.

Найдя свою семью, он понимает, что становится ещё большим пленником, нежели когда проживал в секте. Формальность и снобизм заставляют юношу ранним утром покинуть берега Англии, исчезнув в легкой туманной дымке.

В своём романе «Звезда К.Э.Ц.», Беляев впервые описывает жизнь на орбитальной станции, подготовку к космическим полётам. Это роман, чьим вдохновением стали «полёты на Луну» Верна и космическая философия Циолковского.

«Человек, нашедший своё лицо» — роман о пластической терапии, предтече которого стал короткий рассказ о «повелителе смеха», который умел доводить слушателей до состояния полусмерти своими шутками. Молодой комический актёр исправляет свою карикатурную внешность, тем самым становясь мишенью для критики «бомондных» кругов. Став причиной их зависти и уязвлённого чувства самолюбия из-за утраченных капиталов, которые копились после выступления комика, актёр решает отомстить богачам, подсыпая каждому препараты, которые повлияют на их внешность.

«Вечный хлеб» — история о дармовой пище, которая может прокормить миллионы. Но у такого вот «хлеба насущного» есть и обратная сторона. Всё есть, еда сама течёт тебе в рот, не уменьшаясь, словно в сказке про волшебный горшок. Но даже бедняги не смогли ценить этот «хлеб», превратив своё существование в жизнь в свином загоне.

Как же не обойтись без остро-социальных произведений, таких как «Остров погибших кораблей», «Продавец воздуха», «Властелин мира» и «Бросок в ничто».

Загадочный остров погибших кораблей, место потерянных надежд, место, скорее, не географическое, а психическое, если так можно выразиться. Место, в котором каждый увидит свой персональный жизненный опыт. Это сродни воспоминанию, в котором приходилось сталкиваться с неким «местным князьком» и тем болотом бюрократизма и произвола, который он создаёт вокруг себя. Этот остров манит и пленит, словно «Отель Калифорния», не давая выхода для потерявшихся судеб.

Поистине шедевр среди творений А. Беляева – «Продавец воздуха». Антиутопия и детектив, предтече кибер-панка, страшная история политического и коммерческого произвола, мира великих кукловодов.

Напоминает ситуацию в политическом мире современной России и схожих с ней стран. Ситуацию, когда власти уже не знают, как пополнить собственный кошелёк, едва не переходя на крайности. Остаётся только ввести налог на самое необходимое, отчего никто не может отказаться. И как всегда, политики оказываются марионетками в руках умелых кукловодов-коммерсантов. Их не интересует ничего, только капитал. Капитал ради капитала, деньги ради денег. Формула Маркса «товар-деньги-товар» сменяется формулой «деньги-деньги-деньги». Жажда накопительства приводит к полному равнодушию к страданиям других.

«Властелин мира» — история о необыкновенном устройстве, способном управлять человеком или другим живым существом на расстоянии. В романе показаны два мира – предвоенная Германия и Советская Россия. Русский изобретатель не желает принимать формулу немецкого коллеги, удивляясь как можно использовать свой аппарат в низменных целях, в том числе заставляя искусственно влюбиться в себя девушку. Но даже удивительная машина не может быть для изобретателя полной страховкой, ведь ей могут заинтересоваться преступно-политические круги, против которых бессильно любое изобретение.

«Бросок в ничто» — сюрреалистическая история бегства европейских богачей на Венеру, в поисках спасения от «красной чумы». Но мир Венеры заставляет богачей трудиться, претерпевать лишения и страхи. Слуги их бунтуют, заявляя громко о своих правах, кроме того, новый мир преподносит беглецам новое испытание – причудливый мир живых существ и антропоморфных многоруких дикарей, которые оказываются лёгкой добычей для огромных пауков.

Жемчужина в творческой деятельности Беляева – «Человек-амфибия». Ихтиандр, словно брат-близнец Ариэля. Наивный прекрасный юноша, не знающий цену деньгам, непонимающий смысла в интригах и обмане. Это – человек будущего, которому тесно в рамках привычной жизни. Море — именно то место, в котором Ихтиандр чувствует себя свободно, то самое место, в котором нет интриг и обмана.

Но честность и наивность делают из Ихтиандра лёгкую добычу для желающих быстро разбогатеть. Юноша вынужден претерпевать унижения и страдания, в итоге лишаясь возможности полноценно жить на земле.

В каждом произведении Беляева мы может найти самих себя, свои мечты, свои проблемы, быть может, и свои страхи. Периодически в каждом из-нас живут те или иные персонажи из книг великого писателя. Главное, чтобы в нас никогда не умерли Ариэль и Ихтиандр с их честностью и верой в справедливость, желанием быть свободными.

so_kir_kin

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.