«Заводной» Э. Бёрджесс

Когда смотришь не его фото, то кажется, что видишь одного из хулиганистых персонажей его романов.

Э. Бёрджесс – один из самых скандальных авторов 20 столетия. Чего только стоит его «Заводной апельсин», экранизированный титаном кинематографа —  С. Кубриком.

Писатель создал совершенно необычный жанр, создал один из самых скандальных сюжетов.

Между тем, «Заводной апельсин» далеко не единственное произведение, достойное внимание для экранизации и обсуждения. Лично мне пришёлся по духу роман «1985». Это некая сатира на оруэлловскую безысходность «1984». Странная антиутопия, в которой установлен диктат профсоюзов, а уличные хулиганы раздают тумаков, попутно цитируя латинские афоризмы.

Сам Бёрджесс родился в Лондоне. Он занимался исследованием творчества Шекспира, сочинял музыку, занимался переводами и журналистикой.

Отец Джона Энтони Бёрджесса был простым бухгалтером. Днём он работал у себя в конторе, а по вечерам играл в местном пабе на фортепиано. А вот мать будущего писателя умерла. И умерла во время пандемии гриппа, когда маленькому Энтони было всего лишь два годика.

У его отца был второй брак. Его новая супруга, по совместительству – мачеха маленького Энтони, была хозяйкой паба, в котором его отец начал заниматься продажей табака.

Так получилось, что маленький Бёрджесс воспитывался своей тёткой, а после – мачехой.

В 1938 году его отец умирает, не оставив ничего своему сыну.

Детство Бёрджесса было сложным, если не сказать тяжёлым. Мальчик был всегда прилежно одет, чем вызывал негодование и презрение у сверстников. Его либо били, либо игнорировали.

Зависть – страшная вещь, особенно, когда она прорастает на почве собственной ущербности. Вот такую ущербную зависть вызвал и юный Энтони, который в отличие от остальных сверстников уже умел читать, только придя в школу.

За свою жизнь Бёрджессу удалось поучиться в колледже, там же читать курс лекций по истории английской литературы.

Когда нагрянула Вторая мировая война, писатель отправился на фронт, где служил в сухопутных войсках.

В 1942 писатель женится на Луелле Джонс, которая в 1968 году умирает от цирроза печени.

Эндрю Бизвелл, писавший биографию Бёрджисса описывал неприятный инцидент с женой писателя. Когда-то она была изнасилована и избита четырьмя неграми, дезертировавшими из армии (кто знает, но может этот мрачный момент Бёрджесс и отразил в «Заводном апельсине», в сцене с групповым изнасилованием жены писателя).

 Писать Энтони начал после того, как у него обнаружилась опухоль мозга, и врачи предвещали ему скорую кончину. Но с тех пор Бёрджесс опубликовал более 50 книг.

Некоторые свои произведения писатель публиковал под псевдонимами, а письма в «Daily Mail» и вовсе подписывал именем «Мухаммед Али».

Бёрджесс прекрасно владел не только родным языком, но и мог изъясняться на русском, немецком, испанском, итальянском, валийском и японском языках.

Благодаря таким обширным знаниям языков, писатель сумел создать искусственный язык «надсат», которым разговаривали некоторые его персонажи.

В начале 60-х Бёрджесс посещает Советский Союз. Пребывая в СССР, он много времени проводит в общении со стилягами (писатель всегда большое внимание уделял субкультурам, это прослеживается и в «Заводном апельсине», и в «1985»).

Не многие из поклонников творчества британского писателя знают, что он сочинял музыку. Ему принадлежит около 175 композиций.

Творчество Бёрджесса притягивает, затягивает и отталкивает одновременно. В начале «Заводного апельсина» тебе кажется, что ты имеешь дело со стилем Чака Паланика, но затем понимаешь, что это творчество иного рода, не менее сумасшедшее, но более утончённое в своем изложении.

Бёрджесс поднимает вопросы взаимоотношений субкультур и традиционного общества, вопросы морали, насилия.

«Заводной апельсин» показал, насколько удручающим могут быть последствия силового «переделывания» личности. Ведь по сюжету молодому хулигану, отчаянному цинику вводят специальное средство, которое заставляет его ненавидеть насилие, и избегать физических столкновений.

В итоге, юный преступник разбивается, отчего теряет много крови, а также и удивительного «лекарства».

Если честно, экранизация не вызвала у меня восторга. А вот книга пробрала. Пробрала уже одними, невероятно реалистичными сценами насилия.

Бёрджесс, подобно Ф. Дику и Д. Кизу стал целой эпохой в англо-американской литературе. Это культовый и противоречивый писатель 20 столетия.

Тем, кто начинает читать Бёрдесса, я посоветую не размениваться, и сразу начать с «Заводного апельсина», но затем не упустить из виду «1985». На мой взгляд, это наиболее остросоциальные произведения британского писателя.

so_kir_kin

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *