Парадоксы Р. Шекли

Роберт Шекли – автор, который не нуждается в представлении. Гений психоделической фантастики, который, в отличие от его сотоварища по данному жанру, несравненному Ф. Дику, вырывает читателя из плена уныния и повседневной обречённости. В произведениях Шекли сочетаются психоделика, чёрный юмор, обжигающий цинизм и авантюрный романтизм. Что бы написал Брэдбери, когда речь зашла бы об измене? Он нашёл средство вернуться назад, в прошлое и найти уединение со своей первой любовью. Какой бы выход из этой ситуации нашёл бы Азимов? Наверное, изобрёл бы робота, который бы полностью заменил ему женщину. Но все они бы горевали по былой любви и только Шекли отправляет своего героя на планету, где за небольшие деньги вы сможете пострелять по живым дамам, после того, как ваша любовь улизнула, прихватив все ваши деньги.

И это будет выглядеть так естественно, так мило, что вам и в голову не придёт сетовать, что автор жесток и его цинизм просто стекает острыми словами со страниц книги. Нет! Вы поддержите автора и поймёте, что это был единственный выход.

Шекли был не только заядлым любителем сарказма, но и тонкой образованной натурой. Окончив технический колледж, он прослушал курс лекций у самого Ирвина Шоу, а в 1951 году окончил Нью-Йорский университет, получив степень бакалавра искусств и уже год спустя, он пишет свой первый рассказ.

Шекли был любим в СССР, его рассказы выходили и в отдельных сборниках, и вместе с другими представителями «новой волны».

И главное – вы никогда не предугадаете, чем всё закончится. На ум мне приходит только три автора, которые блистательно обводят вокруг пальца читателя: Роальд Даль, Курт Воннегут и Роберт Шекли.

Именно в творчестве Шекли вы и обретаете ту самую свободу, которую имел ввиду Сартр. Ведь творения Шекли – постмодерн чистой воды, эта свобода не выбирать между happy end и грустным концом, это совершенно иной вариант событий. А свобода и есть то, что находится вне выбора, то, что даёт вам возможность сделать нечто третье или четвёртое, исключив все варианты.

Так и делает Шекли. Он исключает все устоявшиеся варианты, плюёт на все правила хорошего тона и вот – шедевр, который содержит в себе ингредиенты сатиры, философии и гротеска.

Но Шекли настолько глубоко философичен, что язык не поворачивается назвать его хохмачем, он не ханжа, но он и безмозглый весельчак.

Его «Цена риска» стала предтечей для многих творений, вроде «Бегущего человека». Экранизированная европейской киноиндустрией, она выходила на советских экранах, но, увы, сегодня об этом мало кто помнит. Однако картина, ровно как и произведения, настолько глубокомысленны и невероятно увлекательны, что, после просмотра или прочтения, у читателя обязательно останется философское послевкусие.

Хотя сам писатель считал, что его экранизации никогда не блистали, о чём он признался в одном из своих интервью:

«Фильмы многое теряют по сравнению с книгами, книги просто интереснее, очень много вырезается из фильмов, для них есть очень жёсткий, тесный стандарт… Кино мне не очень интересно. Я считаю, что лучше оригинальные идеи, чем экранизации, но это же гораздо труднее: найти идею, развить её и сделать такое кино, чтобы нельзя было оторваться… «Матрица», например, именно такое кино. Ну а среди экранизаций моих книг шедевров не нашлось».

Конечно же, в творчестве Шекли не обошлось и без модных на тот момент «левых» идей и чань-буддийского символизма. Последнее отчётливо просматривается в его рассказе «Верный вопрос».

«Чтобы правильно задать вопрос, нужно знать бо́льшую часть ответа».

Шекли можно простить любую уловку,  любое издевательство,  которое сразу и не подметишь:

«Капитан, предлагаю для этого исторического момента [встречи с инопланетянами] спустить газетчиков. Я имею в виду — выпустить…»

«Вымогатель».

Стоит вспомнить ещё одну экранизацию произведений Шекли – «Корпорация «Бессмертие». Фильм сильно пасует перед произведением, однако не лишён своего очарования, которое придаёт этой картине Мик Джаггер, сыгравший одну из главных ролей.

Вселенная Р. Шекли, это всегда уход от стереотипов, в ней нет заезженных фраз, нет банальных фраз, нет ничего, о чём бы вы могли сказать: «В принципе, я этого и ждал, всё так и должно было случиться»… У Шекли всё произойдёт именно так, как никто этого не ожидает.

 

so_kir_kin

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *